Умножение стартапов

Молодые предприниматели Рязани ищут эффективные способы внедрения собственных разработок

В ноябре 2018 года молодые рязанские ученые защитили свои инновационные разработки на конкурсе «УМНИК». В финал было допущено 26 проектов от четырех ведущих вузов города. Направления исследований самые актуальные: цифровые технологии, медицина, новые материалы и приборы, биотехнологии и т.д.

Фонд содействия инновациям выстроил многоступенчатую систему поддержки изобретений. Сначала конкурс «УМНИК». Его победителям выделяется 500 тыс. рублей на два года для воплощения своей идеи. Еще 40 тыс. рублей дает правительство области. Затем конкурс «Старт», предполагающий создание готового продукта и внедрение его в производство с помощью инвестора. Тут уже грант более весомый – несколько миллионов рублей. Далее идет коммерциализация разработки с возможностью получения из фонда новых денежных вливаний. Но на всех этапах внедрять изобретение должны все-таки его создатели. Фонд не покупает идеи, он дает возможность изобретателям не отвлекаться на зарабатывание денег и доводить свой проект до совершенства. До той стадии, когда потребитель почувствует в нем необходимость.
Кто же на этом пути протянет руку помощи инвесторам? Могут ли молодые, но уже успешные бизнесмены выступить партнерами для новичков?
Не все в бизнесе определяется жесткими законами конкуренции. Есть и элементарное человеческое желание помочь. Но это не благотворительность, а тоже проект – в сфере социальных технологий. Своего рода тест на эффективность горизонтальных связей в обществе. А для предпринимателя Максима Шадрина это еще и инновационный стартап. Он придумывает, ищет, оттачивает оптимальные технологии внедрения идей в производство. И это его личная инициатива, его «пунктик».
– Вот так, значит, и выглядят бизнес-ангелы? – спрашиваю собеседника.
– Нет, что вы! Просто Максим.

Лифт, идущий во все стороны

Настоящим и будущим «умникам» Максима Шадрина на конкурсе представило министерство промышленности и экономического развития области. Он пока еще не диспетчер того вожделенного лифта, который может связать изобретения с заказчиком. Ему просто хочется работать в этом направлении. Кстати, на конкурсе «УМНИК» Максим долго ходил в неудачниках. Никак не мог выиграть грант. Это ребятам сказали для того, чтобы они не сильно волновались и уж точно не отчаивались в случае отрицательного вердикта жюри. Тут вопрос в том, что считать неудачей. Когда после нескольких поражений кристаллизуется основная идея – это же очевидный успех. В свою разработку – лазерную систему технического зрения – он не только поверил сам – заразил своим интересом жюри. Создал систему, внедрил ее в производство, основал малое предприятие, потом еще одно, вошел в соучредители третьей производственной компании. Среди клиентов этих фирм – Объединенная авиастроительная корпорация, ПАО «Ил», Роснефть.
Общий интерес
– Изобретатели в большинстве своем интроверты, – объясняет Шадрин. – У нас есть полчаса перед началом мастер-класса, чтобы поговорить. – Они живут в своих мыслях и обижаются, когда инвестор с ходу не понимает всех сногсшибательных выгод и прорывной силы их новых технологий. А инвестор – это может быть такой скучный человек, которого интересуют приземленные вопросы: как отобьются его затраты, на какую прибыль можно рассчитывать. Его не проймешь красивыми рассказами. И вот тут можем подключиться мы.
Смысл помощи – в создании команды, способной охватить все стороны бизнеса. Помимо автора изобретения, в нее должны входить менеджер проекта и, собственно, сам инвестор. К написанию бизнес-плана, к маркетинговым исследованиям привлекаются студенты старших курсов, аспиранты, другие специалисты, заинтересованные в том, чтобы иметь свою долю в новом бизнесе. Для некоторых это возможность практической работы, подготовка диплома или диссертации.

Еще одно последнее усилие.Внедренческое

– Для нас важна популяризация инновационного предпринимательства, – говорит Максим Шадрин.
У него есть опыт становления и функционирования такого бизнеса.
– Мы совершали ошибки, теряли деньги и теперь знаем, как можно избежать множества неприятных моментов.
Сейчас Максим – генеральный директор двух компаний – «Квантрон» и «Сенсис» и соучредитель третьей – Рязанского инструментального завода, основанного на инновационных технологиях. «Квантрон» занимается системами технического зрения, а «Сенсис» – реверсивным инжинирингом, импортозамещением нефтяного и газового динамического оборудования.
– Многие останавливаются на этапе изобретения, им не хватает воли совершить еще одно необходимое усилие – внедренческое. Я это понял, побывав в Туле, где проходил стартап-тур. От Рязани было представлено два инновационных проекта, от Тулы – более пятидесяти. И не какие-то там модернизированные ложки, а серьезные вещи. Мне стало завидно: почему в Туле есть такая классная бизнес-тусовка, а у нас нет. Начал анализировать ситуацию и понял. Вузы занимаются научными разработками. Есть аспиранты, преподаватели на кафедрах, которые получают гранты, выполняют научные работы, пишут отчеты. И так до следующей научной работы, отчета и гранта. Даже если они что-то изобретают, это оседает мертвым грузом на полках и в лабораториях. Нет продвижения продуктов, нет опытных команд. А ведь инновация – это…

…Коммерциализированное изобретение

– Изобретение нужно научиться продавать и получать прибыль, тогда оно станет инновацией, – так начинает свою лекцию «Развитие инновационного стартапа» мой собеседник. В зале – люди, у которых есть идеи, но которые пока не знают, как подступиться к их реализации.
Спрашиваю Максима, какие ошибки стартаперов самые распространенные.
– Незнание своего клиента. Очень поверхностные и часто умозрительные представления о том, кому понадобятся разработки. Недостаточно перевести несколько статей из иностранных источников, где говорится, что рынок данных изделий растет на пять процентов в год. Нужно самим выходить в поле, щупать все руками, разговаривать с заказчиками. Можно полностью выложиться на стадии изобретения, но для инвесторов этих усилий недостаточно. Инвестор (а без него не обойтись на втором этапе программы «Старт») смотрит, со сколькими потенциальными клиентами ты пообщался, сколько отзывов собрал. Какие ошибки совершил и как их исправил. Как прошли первые тестовые внедрения и какими были отзывы на готовый продукт. Всему этому необходимо учиться.
Максим отмечает, что у заказчиков растет спрос на автоматизированные процессы в управлении и производстве. Если раньше компании были нацелены на увеличение выпуска продукции и продаж, то сейчас больше озабочены снижением издержек. Отчасти это связано с сокращеним теневого сектора экономики, выводом зарплат в белую зону. Отчасти с внедрением моделей бережливого производства. Но заправляет всем, конечно, основной тренд – роботизация, подготовка экономики к системам искусственного интеллекта. Они уже на подходе. Чтобы быть на волне, Максиму Шадрину понадобилось овладеть двумя специальностями. В свои 30 лет он специалист в области промышленной электроники и инженер-программист, заканчивает написание кандидатской диссертации по лазерной физике. У него есть правило:

Дела идут в гору, когда помогаешь другим

У него и компании выстроены не с вертикальными, а с горизонтальными связями работников. Нет босса и нет подчиненных, но есть лидер и ведомые, как в жизни. Из-за того что у человека призвание блестяще выполнять собственную работу на отдельном участке, он не должен чувствовать себя каким-то второстепенным звеном.
– Руководители компаний испытывают нехватку знаний в сфере современного менеджмента, экономики, финансов. Поэтому приходится отдельно обучаться на курсах, мастер классах. Я хочу чувствовать вокруг себя среду, в которой интересно жить. Чтобы интересных компаний, смотрящих в завтрашний день, становилось больше. Это окрыляет, когда ты общаешься с умными людьми, когда они растут вместе с тобой, потом вы становитесь друзьями, вместе выезжаете в командировки и проводите досуг. В этом взаимном эмоциональном обогащении я чувствую полноту жизни, – говорит Максим Шадрин.

Димитрий Соколов (фото)
Димитрий Соколов (текст)
Димитрий Соколов (видео)