Важные мелочи


17

На недавно прошедшем в Рязани Международном форуме древних городов много говорили о важности развития внутреннего и въездного туризма.

Для дискуссий и показов на форуме было организовано несколько площадок. Выступавшие на них эксперты вели разговор о том, что туризм, как экономическая составляющая, может развиваться только в том случае, если для этого созданы определенные предпосылки. В их числе – планомерная работа всех субъектов туристической деятельности по обеспечению качества предоставляемых услуг, а не только желание сиюминутно получить материальную выгоду. Тезисы экспертов о качестве туристических услуг подкрепляло авторитетное мнение принимавших участие в форуме главы Ростуризма Олега Сафонова и губернатора Рязанской области Николая Любимова.

Рассмотрим на примере, как это у нас получается. Из Рязани в Москву ежедневно отправляются сотни туристов. Люди едут в столицу личным автотранспортом, на поездах и автобусах, как представленных туристическими агентствами, так и рейсовых. Вот о последних мне и хотелось бы поговорить.

С рязанского автовокзала «Центральный» до Москвы пассажиров перевозят автобусом маршрута №960. Организовано более 50 рейсов в сутки. Если раньше автобус ходил до Котельников, то теперь остановка «Котельники» – по требованию, а конечная – на автостанции «Красногвардейская». Таким образом, время в пути увеличивается примерно на полчаса в зависимости от загруженности МКАД. Если три недели назад билет из Рязани до ст. «Красногвардейская» стоил 481 рубль, то сегодня уже придется заплатить 498 рублей, а в обратный путь, соответственно, 415 и 469 рублей (данные сайта tutu.ru). Стоимость проезда – важный показатель того, сколько гостей приедет в столицу из регионов, бюджет которых, в основном, дотационный. Не каждому сегодня по карману съездить в Москву, побродить по Арбату, тихим московским улочкам, погулять в парке «Зарядье», сделать селфи на Красной площади.

А вот каково качество услуги, которую предоставляют нам транспортники? Насколько комфортно сегодня добираться до столицы автобусом? Я недавно прокатился и был, мягко говоря (эмоции уже улеглись), несколько разочарован качеством транспортного обслуживания. То, что в автобусе, который едет до Москвы почти 4 часа, нет туалетов, это издевательство над пассажирами. В автобусе №960 такая возможность отсутствует, хотя туалет там есть, но он для персонала. Можно, конечно, по пути и на АЗС заехать. Там есть туалеты, но автобус, которым до Москвы добирался я, никуда не заезжал.

Отзывов о качестве обслуживания пассажиров на сайте Центрального автовокзала Рязани множество, в том числе и по поводу отсутствия туалетов в автобусах междугородных рейсов.

«Почему об этом факте не предупредили при продаже билета? Как быть в таком случае? Должен ли водитель останавливаться, к примеру, на заправке?» – спрашивает Людмила.

«Ехали на автобусе «Москва–Пенза», в 23 часа остановились в Рязани. На автовокзале работница туалета по имени Зинаида на мой вопрос о том, нужно ли оплачивать посещение туалета при наличии у меня билета, в грубой форме сказала мне, что всем нужно платить. Уже после я на выходе прочитала объявление, в котором было указано, что пассажиры автобусов при наличии билетов не должны оплачивать посещение туалета. На мое повторное обращение Зинаида реагировать не стала. Так как наш автобус должен был отправляться, я не стала доказывать ей, что она не права. Я понимаю, что 15 рублей это незначительная сумма, но меня возмущает сам факт такого отношения. Куда смотрит администрация?».

Теперь о другой проблеме. На пути в Рязань от ст. «Красногвардейская», откуда ехали вечером всего пятеро пассажиров, в Котельниках люди заполнили автобус до отказа. Посадили их там без билетов, а билеты продавали уже в Рязани, при выходе из автобуса, да еще в присутствии охранника автовокзала. На вопрос пассажиров, как доказать факт поездки в автобусе, если по дороге с пассажиром произойдет ЧП, а билетов на руках нет, ответа от диспетчеров автовокзала не последовало. Процедура обилечивания по времени затянулась. В итоге те, кто выходил последним, не смогли быстро уехать домой. После 23 часов ни муниципального, ни коммерческого транспорта не дождаться, и люди были вынуждены оплачивать такси.

На первый взгляд, это мелочь, но – важная, поскольку вся наша жизнь состоит из таких вот мелочей. Кстати, теперь Федеральное агентство по туризму переводят из Минкультуры в Минэкономразвития, и это не случайно. Туризм давно признан одним из ведущих факторов развития экономики страны, а вот на то, как этим занимаются отдельные ведомства, обратить внимание стоит.