За сохранность в ответе

Сохранность вещей, которые вы оставили кому-то «присмотреть» на время, не может не беспокоить (как они там? Все ли хорошо?). Но, тем не менее, каждый день миллионы людей оставляют свои сумки и рюкзаки в камерах хранения супермаркетов, где крупно написано, что за сохранность ответственности никто не несет. Но вы все равно оставляете (с сумкой ведь в торговый зал нельзя). А что уж говорить о платных автостоянках? Так ли надежно там все оберегается? Во всем этом позволит разобраться Закон о защите прав потребителей, который работает и здесь тоже.

Как незаметно раздеть толпу

Был такой случай в Рязани. Зимой в одном из достаточно приличных заведений проходила дискотека. Посетители – юноши и девушки – оставляли вещи в гардеробе, получали номерки и спокойно шли танцевать. Когда все закончилось, оказалось, что гардероб пуст, и самое главное – что все по закону. Кто-то подделал номерки, причем очень искусно, в результате сданные шубы и дубленки были постепенно забраны какими-то непонятными людьми. Пострадали только 25 девушек: «пацанские» пуховики почему-то никого не заинтересовали.
После проведения необходимого расследования развлекательное заведение ответило отказом на требования о возмещении ущерба, ведь там висела волшебная (на первый взгляд) табличка с надписью о том, что заведение ответственности за сохранность вещей не несет.
Но не тут-то было. В соответствии с положениями даже не конкретного закона, а Гражданского кодекса РФ, любое заведение, которое имеет гардероб: дискотека, парикмахерская, музеи, театры, бассейны, – все они несут ответственность за сохранность вещей. Таблички, которые говорят об обратном, необходимо игнорировать. Юристам удалось отсудить компенсацию, в том числе и за моральный ущерб, правда, для этого потребовались чеки на пропавшую одежду, свидетельствующие о том, что шубы и дубленки были куплены недавно, они были новые и достаточно дорогие. Так что совет девушкам: берегите чеки.

Остановись, мгновение!

Еще один пример. Фантастический по сути, но вполне реальный. Рязанка 31 декабря решила сделать себе профессиональный вечерний макияж перед праздником и навестила небольшой салон красоты. Сначала все шло хорошо, она повесила шубу на вешалку за спиной, села перед зеркалом и видела свое имущество до тех пор, пока не пришлось прикрыть глаза на пару секунд для окрашивания век. Открыв глаза, она увидела, что вешалка есть, а шубы нет. Было это во времена, когда видеокамеры еще не висели повсеместно.
– Расследование показало, что персонал салона к краже непричастен (вроде бы), это сделал кто-то посторонний, – рассказывает председатель Рязанской единой ассоциации защиты прав потребителей «Человек» Олег Попов. – Но салон не хотел выплачивать компенсацию, говорили, что шубы изначально не было. Пришлось в судебном порядке доказывать, что не могла женщина в легком платье прийти к ним в мороз без верхней одежды, а потом надо было доказать, что украли именно шубу (все это опять же по чекам). В итоге удалось доказать свою правоту.

И детей не пощадили

Могут ли у трех маленьких девочек, которые пошли в бассейн, украсть из шкафчиков всю одежду?
Жизнь показывает, что это возможно. А потом администрация бассейна заявила родителям, что это только их проблемы. Очевидно, все так привыкли к подобным случаям, что обычно даже не возмущаются. А стоит все же почитать закон, который дает вам права… Услуга хранения хоть и бесплатная, а бассейн хоть и государственный, но если эта услуга просто будучи предложенной, фактически оказывается, она должна быть качественной. А если что не так – учреждению придется заплатить в досудебном порядке компенсацию. Или же отказаться и заплатить потом гарантированно по суду в 1,5 раза больше.

Асфальт в аренду не хочешь?

«Не может охранник за всем уследить, да и вообще, мы всего лишь сдаем вам в аренду асфальт» – такое часто приходится слышать от хозяев платных да и бесплатных стоянок рядом с магазинами. А бывает на парковках всякое. Оставленный «Мерседес» оказывается стоящим поперек ряда с разбитым «лицом», потому что в него врезался «ВАЗ» с пьяным водителем, устроившим гонки по парковке. Охранник в это время, отвернувшись, пил чай. Хозяин парковки пошел в отказ. Чтобы доказать произошедшее, потребовалась трассологическая экспертиза, доказавшая силу удара более тонны. Но фирма, отвечающая за стоянку, не поверила этому.
– Все смеялись, в том числе и судья, разбиравший дело, – вспоминает Олег Попов. – В итоге суд вынес решение о взыскании необходимых убытков. Но ответчик еще попытался оспорить очевидность в судебной коллегии Областного суда, однако ее члены пояснили: вердикт окончательный, обжалованию не подлежит.
Был пример, когда владелец приличного джипа зимой давал ключи парню, дежурившему на парковке, с тем, чтобы он включал мотор и разогревал автомобиль утром. В итоге парниша увлекся своей властью над клиентским автомобилем настолько, что решил в не слишком адекватном виде покатать подруг. В итоге авария, разбитый автомобиль приволокли снова на стоянку другие сотрудники, поставив на прежнее место (надеялись, что сойдет, как будто ничего не было. Оригинально мыслили).
Снова пришлось судиться, так как и в таком вопиющем случае стоянка отказала в компенсации. Ссылались на табличку с правилами, которые утвердил хозяин. А в ней было сказано, что они никому не платят ничего и никогда, а, наоборот, платят только им.
Так вот, правила в отношении оказания услуг может принимать и утверждать только правительство страны. И оно это сделало. Все прописано в Постановлении Правительства РФ от 17 ноября 2001 года №795.
Цивилизованное следование закону предполагает, что любая официально существующая автостоянка отвечает вообще за любой негатив, который происходит на ее территории. Охранники обязаны оберегать автомобили не только от кражи и порчи, но еще и тушить их при возгорании, а для этого на стоянке обязан быть безупречный пожарный щит и соответствующая подготовка у персонала.
Перед постановкой авто на стоянку надо заключить договор, в случае, если парковка предполагается больше, чем на один день. В тексте договора машину необходимо описать по полной, вплоть до наименования модели покрышек и их номеров. Их могут подменить, если резина дорогая.
Только так, скрупулезно и сознательно, необходимо бороться за свои права и за свое имущество, тем более дорогое. Любители уйти от ответственности встречаются на каждом шагу, а для отдельных представителей сферы обслуживания такой подход зачастую является единственной возможностью поддерживать свой бизнес на плаву. Стоит только появиться клиенту, который знает свои права, для таких представителей сервиса – разорение. Это, конечно, не дело. Необходимо добиться, чтобы на рынке всевозможных услуг работали только серьезные люди, которые бы дорожили своей репутацией. Отчасти этому помогает конкуренция. Но и требования грамотных клиентов тоже совсем нелишнее дело.

Михаил Скрипников

Рисунки Павла Соловцова