Зимние дни рязанского джаза

Они пройдут в нашем городе со 2 по 10 февраля

О том, что это за проект и какие музыкальные сюрпризы ждут публику, мы беседуем сегодня с его организатором, руководителем творческого центра FEELIN’S Геннадием Филиным.

Р.В. – Геннадий, «Зимние дни рязанского джаза» предварили концерты памяти саксофониста и джазмена Александра Семячкина. Расскажите немного об этом человеке и о его роли в развитии джаза в Рязани.

Г.Ф. – Я познакомился с Александром Семячкиным в 1985 году, когда учился в институте. Мы с друзьями ходили на его концерты, репетиции. Он был жизнерадостным человеком, оптимистом и настоящим музыкантом-подвижником, одним из основоположников рязанского джаза. Его мало интересовал материальный аспект – Александр всей душой болел за развитие и продвижение джаза. Он делал великолепные джазовые аранжировки, его ноты, которые он очень красиво писал, музыканты передавали из рук в руки. У Семячкина была фантастическая работоспособность и чувство юмора, он организовывал различные фестивали, на которые и иностранцы приезжали.

В 2017 году рязанский музыкант Станислав Глушенков предложил учредить «День рождения рязанского джаза» и связать встречу с днем рождения Александра Семячкина. Джем-сейшн с успехом прошел в начале февраля в кафе «Фонтан», а 1 июня Саши, к сожалению, с нами не стало.

В 2018 году управление культуры администрации города Рязани предложило творческому центру FEELIN’S, и мы видим в этом новое прогрессивное веяние, организовать фестиваль «Вернисаж в стиле джаз», приуроченный к Дню города. По своей инициативе мы расширили его до «Летней недели рязанского джаза». Концерты под открытым небом прошли очень тепло и с аншлагом. Кстати, в 1988 году именно Александр Семячкин впервые провел «Дни джаза в Рязани – 88». И оказалось, что мы возрождаем эту традицию спустя 30 лет.

Успех летних концертов подтолкнул нас к идее устраивать в Рязани еще и зимние джазовые дни, финалом которых станет празднование «Дня рождения рязанского джаза».

Р.В. – Раньше творческий центр FEELIN’S проводил много фестивалей. Потом вы на какое-то время оставили организационную деятельность и занялись вплотную сольной карьерой, выступали с концертами в разных городах и странах. Что побудило вас снова вернуться к организаторской работе?

Г.Ф. – Год назад я почувствовал, что джаз обретает второе дыхание. Об этом явно свидетельствуют несколько ярких событий. По инициативе народного артиста России, ведущего джазмена страны Игоря Бутмана в Санкт-Петербурге прошли международный форум-фест «Джаз сквозь границы» и Международный день джаза. Город на Неве встречал известных продюсеров джазовых фестивалей из разных стран и лучших музыкантов. Это говорит о том, что новый импульс в развитии джаза идет именно из России. Поэтому я понял, что и в Рязани джаз надо продвигать в широкие зрительские массы.

Джаз лежит в основе современной музыки, он органично вобрал в себя все существующие стили и направления. В творчестве известных музыкантов взаимно интегрировались джаз и классическая музыка. Джаз привнес в музыку ритмическую пульсацию и добавил импровизацию. Приверженцы академической традиции считают, что в так называемой классической музыке нет места импровизации. Чуть отклонился от нот – значит ошибся. А в джазе ошибка может оказаться ключом к чему-то новому, неожиданным поворотом в развитии музыкальной темы.

Р.В.– Как научиться понимать джаз и для какой аудитории рассчитана эта музыка?

Г.Ф. – Джаз нужно не столько понимать, сколько чувствовать. Это музыка, которую воспринимают абсолютно все категории людей. Например, когда покупатели ходят по гипермаркету, то кругом из динамиков льется именно джаз. И все воспринимают его как нечто приятное. Он звучит практически во всех кафе. Поэтому аудитория джазовой музыки безгранична. Да и какие могут существовать границы, когда из джаза родились почти все музыкальные течения.

В джазе часто проводятся джем-сейшены, когда музыканты собираются вместе и импровизируют на заданную музыкальную тему, коллективно создают поток гармонии, выражают свои чувства и эмоции. Публика тоже настраивается на эту волну. По сути, идеология джаза как коллективное выражение гармонии – основополагающая для развития любого общества. Наша жизнь – это импровизация, человек нуждается в постоянном движении. Если он фокусируется на статичных образах, то в нем постепенно угасает творческое начало. Именно поэтому в музыкальной культуре джаз сегодня, хоть это и не заметно большинству, занимает лидирующую позицию.

Р.В. – Каковы, на ваш взгляд, музыкальные тенденции сегодня?

Г.Ф. – Сейчас создано много кавер-групп, которые исполняют не авторские композиции, а перепевают известные хиты. Такие музыкальные проекты ориентированы на коммерцию и плывут по одному и тому же течению, не создавая ничего нового. Такова, к сожалению, одна из музыкальных тенденций нашего времени. А джазовая музыка не коммерциализируется, потому что в ней есть импровизация. Джаз несет перемены и новое дыхание, а люди как огня боятся перемен! В этом причина кажущейся слабой популярности джаза. И именно поэтому он крайне необходим обществу.

Р.В. – «Зимние дни рязанского джаза» будут разнообразными. В них примут участие не только музыканты, но и танцоры, художники, фотографы… Что станет главными изюминками фестиваля?

Г.Ф. – Вообще нам бы хотелось создать арт-пространство, в котором была бы атмосфера импровизации, и чтобы дети тоже соприкоснулись с миром джаза. Поэтому 2 февраля в 17.00 в МКЦ в рамках открытия фестиваля выступит детский музыкальный театр «Созвездие добра». На сцену с детьми выйдет наш инструментальный джаз-квартет Feelin’s и лучшее в стране танцевальное степ-шоу Vortex. Его участники стали обладателями премии «Все цвета джаза» – за вклад в развитие джазовой культуры в России.

Изюминка фестиваля – концерт инструментального супертрио КLЕ2GО. Оно создано выдающимися российскими музыкантами Сергеем Клевенским (духовые фольклорные инструменты), Антоном Горбуновым (контрабас, бас-гитара, кларнет) и Владимиром Голоуховым (вибрафон и перкуссия, художественное слово). Это самые востребованные музыканты отечественных и мировых музыкальных проектов последних лет. Услышать их можно будет 5 февраля в 19.00 в новом зале библиотеки имени Горького.

Алексей Кузнецов

Там же 7 февраля в 19.00 наш квартет Feelin’s представит концерт-презентацию проекта «ЕсенинJazz Club» с участием народного артиста России, легендарного гитариста Алексея Кузнецова и талантливого московского гитариста-импровизатора Максима Шибина. Основная идея проекта – воплощение русской мысли в джазе. В дальнейшем это будет музыкально-поэтический театр импровизации с участием музыкантов, в том числе и зарубежных, поэтов, актеров. Так что рязанцев ждет много интересных открытий.

Вероника Шелякина
Фото из архива FEELIN’S