В июле 1911 года в Рязани состоялся первый показательный полет аэроплана

Именно так описывали это событие рязанские газеты. На месте Рюминского ипподрома теперь радиоуниверситет. А тогда это был центр общественной и спортивной жизни. На нем проходили не только скачки, но и велогонки, например. Понятно, что, для того чтобы увидеть это чудо – аэроплан, рязанцы тоже собрались здесь. Тем более что аэропланы тогда рассматривались исключительно как «эффектное развлечение, не более того».
О том, кто был пилотом, мои коллеги сегодня делают разные предположения, потому что газеты имя авиатора не называют. Молва утверждает, что это был чуть ли не знаменитый Сергей Уточкин – один из первых российских летчиков. Но я в этом сильно сомневаюсь. Дело в том, что 10–11 июля 1911 года состоялся первый перелет из Санкт-Петербурга в Москву, в котором вознамерились принять участие 13 пилотов, в том числе и Уточкин. Однако знаменитый одессит до Москвы не долетел, потерпел аварию на середине пути, сильно разбился, попал в больницу с сотрясением мозга, выписался только через полтора месяца. В Рязани его 17 июля просто не могло быть. А кто мог быть? Например, уроженец соседней Тамбовской губернии Александр Васильев. Он единственный из 9 потенциальный участников долетел из северной столицы в Москву, правда, по пути делал вынужденную посадку. И потерпевший уже аварию Уточкин отдал ему свой бензин.
Александр Васильев совершал в 1911 году показательные полеты: в мае – в Тамбовской губернии, в июне – в Смоленской. А 20 июля 1911 года на заседании Нижегородского общества воздухоплавателей Васильев обсуждал вопрос о совершении показательного полета на ярмарке. Полет над Рязанью именно А. Васильева – это мое предположение. Может быть, кто-то подтвердит его.
Через два года А. Васильев сделает новую попытку долететь из Петербурга в Москву и снова не совсем удачную. Его соперником в этом перелете станет летчик-рязанец. Но это совсем другая история. Как-нибудь расскажу.


Самое читаемое