Ольга Семенова-Тян-Шанская успела передать ее людям

Она родилась в семье, оставившей отчетливый след в истории России. Петр Петрович  Семенов-Тян-Шанский был выдающимся географом, статистиком, историком, геологом, энтомологом, ботаником, общественным и государственным деятелем. Дети внесли свой вклад в разные отрасли наук. Ольга Петровна обнаружила в себе дар художника и писателя, занималась этнографией.

Для нее было важно заполнить свою жизнь делом. Ольге Петровне не удалось создать семью, проводить время в свете ей было не интересно, хотя такие возможности у нее были. Ольга владела тремя европейскими языками, училась в художественной школе, играла на фортепьяно, пела. Но со временем она выбрала уединенную жизнь в имении Семеновых-Тян-Шанских в Гремячке, выбираясь в столицу лишь на зимние месяцы.
В Гремячке Ольге Петровне никогда не было скучно, она любила это место, как мы любим сейчас загородную жизнь. «Яркое солнце просвечивает сквозь свежую, густую липовую листву, золотыми пятнами пестрит пол, печку и кровать. Просыпаешься, как от толчка, разбуженная мыслью, что выр-валась из города». Разве нам, измученным урбанизацией горожанам, не знакомо это веселое ощущение?
О.П. Семеновой была интересна крестьянская жизнь и не с точки зрения тогдашних демократов, искавших в сельской общине зачатки социализма. Она изучала крестьянский быт, как ученый-этнограф. Этнография тогда стала интересна Русскому географическому обществу, которому столько сил и лет отдал ее отец П.П. Семенов-Тян – Шанский. Ольга собирала сказки, обряды, поверья, публиковала по этому поводу статьи в журналах, она превратилась в серьезного исследователя жизни крестьянина «среднего ума, экономического положения и моральных качеств из черноземной губернии России на рубеже веков».
Она собирала этнографические коллекции для Русского музея, корреспондентом которого была, участвовала по заданию музея в экспедиции в Скопинский уезд, где приобретала предметы обихода, одежду, головные уборы, вышивки, полотенца, орудия труда. Тогда вдруг стало модно интересоваться народной жизнью, вошел в фавор русский стиль не только в архитектуре, но в одежде, даже при дворе.
Но Ольга Петровна не следовала за модой, она шла по зову собственного интереса, жажды познания этого разноликого, полного загадок крестьянского мира, в котором древность переплелась самым причудливым образом с современностью. Результатом ее изысканий стала удивительная книга очерков жизни и быта крестьян «Жизнь «Ивана». Недавно она переиздана – найдите, прочитайте. Я прочла и удивилась четкости и точности изложения без умиления, снисходительности, без так свойственного тогдашней интеллигенции чувства вины перед народом. Ольга Петровна фиксирует, констатирует факты, информацию, почерпнутую не столько в экспедициях, сколько в многолетних внимательных наблюдениях. Она ведь находилась в самой гуще этой сельской жизни. У нее получилась очень честная, очень трезвая книга.
Как этнограф Ольга Петровна довольно активно писала для громадного труда своего отца «Россия. Полное географическое писание нашего Отечества». А еще вместе с сестрами Шаховскими она создала школу кружевничества и рукоделий в селе Мураевня. И колоритные рязанские рукоделия пошли гулять по России и за границу.
Умерла Ольга Петровна Семенова–Тян-Шанская в 1906 году еще довольно молодой. А вот родилась она летом, в июне ей исполняется 155 лет. Так что есть повод вспомнить эту замечательную женщину, которую тревожило желание передать другим свою частицу жизни. Ей это удалось.

Ирина Сизова (текст)

Самое читаемое