С инициативой её создания выступила руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелёва. Это, по ее мнению, может отразить реальную обстановку в стране по ЕГЭ и помочь избежать необоснованного давления на выпускников, набравших 100 баллов.
Большой проблемой, по мнению Шмелёвой, является концентрация выпускников с высокими баллами за ЕГЭ в небольшом количестве вузов. Чтобы её решить, нужно повышать привлекательность региональных вузов и повышать академическую мобильность для абитуриентов из других регионов.
В Рязанской области, по информации регионального минобразования, в 2021 году 100 баллов получили 34 участника ЕГЭ, 32 из них – выпускники текущего года из 9 муниципалитетов (23 – из г. Рязани, два – из г. Сасово, по одному из Касимовского, Кораблинского, Михайловского, Пронского, Скопинского, Чучковского района, г. Скопина), один выпускник прошлых лет и один обучающийся образовательной организации среднего профессионального образования. При этом один выпускник получил 100 баллов сразу по двум предметам. Это Еремина Александра Сергеевна – выпускница МБОУ «Гимназия № 5» г. Рязани (русский язык и литература). Для сравнения: в 2019 году общее количество стобалльников – 36 человек, в 2020 году – 31.
В 2021 году доля участников ЕГЭ, получивших 100 баллов, составила 0,7%, что на уровне показателей 2020 и 2019 г.г. (2019 год – 0,7%, 2020 год – 0,7%).
– И сельские, и городские школы сейчас прекрасно понимают высочайший уровень ответственности за подготовку выпускников к ЕГЭ, говорит директор рязанской школы №14 Виктор Гуськов. – Потому что вопрос успешности или неуспешность сдачи ЕГЭ – это вопрос дальнейшей успешности или неуспешность в приобретении профессии.
Увы, пандемия внесла коррективы и в ход, и в процесс подготовки к ЕГЭ. 2020/2021 учебный год стал для нас настоящим испытанием. Но, несмотря на эти сложности, мы смогли мобилизоваться, обеспечить необходимую интервальность в проведении занятий, их содержательность, качество их подготовки. В итоге мы показали в минувшем учебном году по-своему уникальный результат: подготовили сразу 6 детей-стобалльников. Более 30% наших выпускников поступили на бюджет в ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
И каждый 100-балльный результат, которого добились наши дети, реален. Ведь ЕГЭ – это достаточно жёсткое мероприятие в плане критериев оценивания. Так, мы не можем похвастаться, к примеру, ни одним 100-балльным результатом на сегодня по английскому языку. Потому что жёсткость критериев оценивания по данной дисциплине – исключительная. И в принципе 100-балльники по данному предмету даже не каждый год во всей России бывают. Вместе с тем есть предметы, по которым мы ждём этих результатов. Это русский язык, литература и обществознание.
Некий банк данных о детях, ставших успешными на экзаменационных испытаниях, безусловно, в нашей стране должен быть. Ведь мы создали нечто подобное применительно к кадровому резерву страны. Мы ежегодно проводим колоссальные мероприятия с целью подбора профессионалов высокого уровня, которые могли бы претендовать на замещение руководящих должностей в самых различных сферах деятельности и в самых различных регионах. Почему мы не могли бы вести учёт талантливой перспективной молодёжи с первых её шагов, понимая, что это есть наше, в том числе, кадровое будущее? Я полагаю, что идея Елены Владимировны Шмелёвой более чем здраво выглядит. Но, конечно, как и в случае с любой идеей: от идеи нужно прийти к её воплощению. Причём, не формальному, а такому, которое действительно бы способствовало достижению заявленных целей. Мы понимаем, что очень многие дети, талантливые дети, дети, получившие, 100-балльные результаты, совсем необязательно произошли из обеспеченных семей. Чаще всего, это дети из семей со средним уровнем достатка или даже ниже. И, безусловно, перспективность их трудоустройства, взаимодействия с потенциальными работодателями, некий такой покровительский, если позволите, учёт – дело благое и очень полезное.
Фото пресс-службы минобра Рязанской области