Как использовать лесные ресурсы более эффективно?
Земли лесного фонда и все, что на них растет, принадлежат государству. Однако государство решило, что лучше него с лесным хозяйством справятся частники, и начало сдавать миллионы гектаров в аренду.
Где-то получается хорошо, а где-то ни в какие ворота.
Начальник Рязанского лесничества Виктор Яковлев пришел на «круглый стол» в региональный штаб ОНФ, посвященный проблемам лесного хозяйства в Рязанской области, чтобы рассказать, как в лесничестве обстоят дела. По его мнению, лесоустройство в 2015 – 2016 годах там проведено с грубейшими нарушениями, из-за чего арендаторы оказались в шоколаде, а бюджет области пострадал.
Несовершенство арендных отношений – и в конкретном лесничестве, и в масштабах государства – привело к тому, что мы не получили ни денег, ни эффективного лесопользования, считает Яковлев.
Лес рубится задешево, а продается задорого. К чему приводит такое несовершенство? Растут объемы вырубок и размеры лесосек, а воспроизводство леса хромает. Или оно какое-то странное. Скажем, рубят дубы, а сажают сосны. Отсутствует уход за посадками. «Неэффективный арендатор – это отсутствие лесовосстановления», – заключил начальник Рязанского лесничества.
Прибывший на «круглый стол» начальник отдела использования, воспроизводства лесов и арендных отношений министерства природопользования области не столь пессимистичен. Динамику запаса леса он расценил как положительную. «Что рубится, то и сажается», – отметил Александр Побочный. В Рязанском лесничестве, по его сведениям, покрытые лесом земли увеличились на 170 га с 2010 года, в целом по области на 43 тыс. га. Запасы леса возросли на 1,5 млн кубометров, а к 2024 году планируется восстановление леса на всех участках погибших и вырубленных насаждений – к этому зовет нас национальный проект по сохранению лесов.
А вот с арендаторами в лесничестве есть проблемы, признал чиновник. И к ним уже применяются меры воздействия. По решению межведомственной комиссии материалы направлены в суд для расторжения договоров, чтобы лишить их права заготовки древесины.
Правда, суд может и не согласиться с тем, что арендаторы не выполняют лесохозяйственные мероприятия, и тогда все возмущения придется оставить при себе, а недовольным объяснить, что они плохо видят или чего-то не понимают.
Хотя на самом деле всем давно понятно: уже на этапе проведения конкурсов нужно закладывать требования, выгодные государству и населению, а не только бизнесу. А чиновники подчас составляют такие договоры, как будто государство только и ждет, чтобы за ради Бога нашелся бизнесмен с большим топором и побыстрее разделался с древесиной, забывая вписывать требования о наличии мощностей по переработке, создании рабочих мест, достойных платежах в бюджет и т.д.
Государство позаботилось о том, чтобы создать реестр недобросовестных арендаторов. Попасть в него легко, а выйти сложно. Говорят, что даже невозможно – процедуры не прописаны. В реестре на сегодняшний день значится только один горе-арендатор. Остальные, значит, подают надежды. Чем больше они рубят, тем больше у нас появляется лесов. Цифры отчетностей упрямо указывают на этот радостный факт.
Димитрий Соколов
Фото Димитрия Соколова