Социологическое агентство «Вебер» представило мнением россиян о том, как часто они сталкиваются с хамством и какие качества характеризуют воспитанного человека.
«В этом исследовании мы хотели узнать, какие нормы разделяют россияне, какое поведение считается допустимым, а какое, наоборот, неприемлемым. Грубое отношение, или попросту хамство, не является частью нашего менталитета – так считают 66% в России. А вот желание заступиться, помочь, позаботиться как раз заложено в нормах социальной жизни, что и отразилось в ответах респондентов», – поделилась руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.
Так, 89% россиян сталкиваются с хамством. Большинство хамством считают неуважение, безразличие и высокомерие по отношению к людям, применение оскорблений и унижений с переходом на личности, а также вызывающее, грубое и провокационное поведение.
Абсолютное большинство россиян (92%) считают себя воспитанными, при этом обратной позиции придерживаются только 4%.
В общественном транспорте 83% опрошенных уступают места другим, и лишь 3% из них делают это только после озвученной просьбы. Чаще всего россияне готовы уступать места пожилым (85%), инвалидам (81%), и беременным женщинами (81%), а также пассажирам с детьми (54%), женщинам (25%), людям с тяжелыми пакетами, (20%) детям (19%) и пассажирам большой весовой категории (12%).
Участники опроса рассказали, что при столкновении с грубостью в свой адрес просто игнорируют её (48%), но в тех случаях, когда при них с хамством сталкивается другой человек, пытаются защитить (45%) или снизить градус конфликта (41%).
Социологическое агентство «Вебер» – проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы». Изучение общественного мнения проводилось 11 марта 2024 года в сети методом River Sampling среди 1400 респондентов старше 18 лет.