Андрей Павлушин приглашает стать свидетелями рождения спектаклей
Вот и подошел к своему финалу Год театра. Кто-то провожает его аплодисментами, вспоминая удачные премьеры. Кому-то памятны скандалы, разразившиеся в ряде ведущих столичных театров, вызванные кадровыми решениями Минкультуры. Те, кто только присматривается к афишам и ищет «свой» спектакль, могут набраться впечатлений на выставке Андрея Павлушина «Магия сцены» в областном художественном музее.
Андрей снимает театр более 30 лет, начинал еще в 1987 году, когда работал на рязанском телевидении фотографом. Все эти годы наблюдал, как менялся театр: новые материалы, сценическое оборудование, компьютеры пришли на помощь режиссерам и помогли воплотить самые смелые фантазии. Сделали их почти волшебниками. И все же самое удивительное волшебство по-прежнему сокрыто внутри актера. Никто не знает, как рождаются образы. И для Андрея Павлушина магия сцены всегда повод, чтобы прийти с фотоаппаратом на спектакль, а лучше на прогон, а еще лучше – и на репетицию, и на прогон, и на спектакль. Оценить, как меняется замысел режиссера, появляются новые краски.
– Так было со спектаклем «Пегий пес, бегущий краем моря», поставленным Борисом Константиновым из театра имени С.В. Образцова в Рязанском театре кукол. Всякий раз я видел другую постановку, где появлялись другие акценты, а на фестивале «Рязанские смотрины» это был и вовсе новый спектакль. Борис пожертвовал некоторыми зрелищными, красивыми сценами, чтобы добавить трагических красок. В эти сцены тоже был вложен огромный труд режиссера и актеров. Но чем профессионал-художник отличается от ремесленника? Он умеет жертвовать. Жертвовать своим творческим «я» ради эмоций зрителя.
Кстати, об эмоциях. Андрей полагает, что их можно вызвать, только вложив собственную энергию. Как это срабатывает в фотосъемке?
Необходимы активное сопереживание, включенность в действие. Невозможно оставаться безучастным к происходящему на сцене и пытаться при этом что-то снять. Нельзя подходить чисто технически: пришел, отщелкал, обработал кадры на компьютере… Так и работать, и жить неинтересно.
– Со многими мастерами сцены общаюсь не один десяток лет. И вот актер выходит на сцену в образе, и ты опять его не узнаешь. Фотографируешь не человека, а эмоции, перевоплощение.
Надо видеть спектакль в целом, понимать его сверхзадачу. Исходя из этого, фотограф должен вычленить мизансцены, понять нужную крупность плана, следить за тем, чтобы актер не выпал из света. Поэтому сохранить чувство целого – нелегкая задача. А как с ней справиться? Ответ может показаться простым – нужно быть культурно развитым человеком.
На открытии выставки Андрея Павлушина спросили: вы, наверное, во время спектакля подходите ближе к сцене, чтобы сделать зрелищные кадры? Фотограф, конечно, улыбнулся: «Ни в коем случае! Спектакли ставятся не для фотографов, а для зрителей. Меня удивляет, что во время концертов и спектаклей люди с телефонами и фотоаппаратами ходят по залу, перекрывают рампу. Актеров, допустим, сбить сложно, а зрители отвлекаются, реагируют на шум затворов фотокамер. Я всегда использую длиннофокусную оптику и «шубу» – специальный чехол, который надевается на аппарат и гасит звук.
На фотографиях выставки можно увидеть работу режиссеров и актеров над самыми громкими премьерами сезона.
– Год театра мне, как и всем рязанским зрителям, запомнился чередой замечательных постановок. Причем каждый театр выдал на-гора спектакли очень высокого уровня: «Фауст» и «Человек из Сычуани» в театре драмы, «Господа Головлевы. Маменька» и «Капитанская дочка» в ТЮЗе, «Пегий пес, бегущий краем моря» в театре кукол. И смотреть, и снимать было одно удовольствие. Фотографии с этих премьер пополнили мою творческую копилку. Часть из них вы видите на этой выставке. Приятно, что театральная жизнь нашего города преподносит сюрпризы. Прекрасный и необычный для Рязани фестиваль уличных театров прошел в августе на Форуме древних городов. Огненное шоу, искрометное цирковое представление, настоящий странствующий театр – увидеть все это «в одной упаковке» практически невозможно. Но нам повезло!
Серия снимков на выставке посвящена режиссеру и актеру молодежного театра «Предел» из Скопина Владимиру Делю. Мы стояли с коллегой и думали: в чем же мастерство театрального фотографа? И когда среди масок, образов, амплуа Деля мы увидели его как человека, личность, то поняли, что именно в этом умении приподнимать покровы и заключается талант.
А еще талант нередко соседствует с азартом. Красивую историю на выставке рассказала художник театра Татьяна Виданова. Для ее спектакля «Месяц в деревне» в Театре им. Маяковского потребовался задник с фотографией цветущих маков. Попросила сделать снимок Андрея. Но где эти маки отыскать? Представьте себе, Андрей немедля отправился на их поиски и в одной из рязанских деревень запечатлел алые цветы на фоне неба. Будто живые, хранятся они теперь в столичном театре – подарок фотохудожника мастерам сцены.
Фотографии Андрея Павлушина



















Купить электронную копию газеты