Молодое поколение узнает о героическом прошлом нашей страны из рассказов людей, переживших войну

Тамара Леонидовна Онуфрийчук родилась 28 марта 1938 года в деревне Горки Кингисеппского района Ленинградской области. С июня 1941 по июнь 1945 года была малолетней узницей концлагеря в Латвии (г. Лиепая). С сентября 1945 по февраль 1946 года проживала у деда в Вологде и там училась. С марта 1946 года по июнь 1952 года – учеба в деревне Краколье Кингисеппского района Ленинградской области. Но там была семилетка, поэтому среднюю школу Тамара Леонидовна окончила уже в городе Беломорске Карело-Финской АССР. Потом была учеба в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена. В 1959 году Тамара Леонидовна переезжает с мужем Валентином Максимовичем (учителем физики и астрономии) в город Скопин Рязанской области. Три года поработала учителем математики в школе Скопина, а потом до августа 2017 года трудилась в Мало-Шелемишевской средней школе Скопинского района учителем математики, черчения, изобразительного искусства и мировой художественной культуры. С сентября 2017 года – на заслуженном отдыхе.

Об ужасах войны и послевоенном мирном времени рассказывает учитель математики из Скопина, малолетняя узница фашистского концлагеря Тамара Леонидовна Онуфрийчук.

Война вмешалась в нашу жизнь

– До войны наша семья Громонтовых жила в деревне Горки, что в Ленинградской области, на берегу Финского залива. Папа Леонид Павлович и мама Александра Ивановна работали в школе учителями. Мне было три годика, а моему брату – два. У мамы – 10-й класс. Выпускной вечер пришелся на субботу, 21 июня, 1941 года. Сколько планов, пожеланий, впереди такая интересная жизнь! А утром началась война. Отец ушел защищать Ленинград. «Колыбель революции» вместе с папой защищали от фашистов муж маминой сестры Захаров Анатолий Сергеевич и мой дядя, Шленский Вадим Иванович. К великой радости родных, все они вернулись домой. Из маминого класса, как я потом узнала, все парни погибли.
Эвакуировать женщин, стариков и детей не успели. Ленинград оказался в блокадном кольце. От голода умер мой братишка, а нас с мамой предали фашистам. Донесли, что моя мама – учительница, жена коммуниста, бойца Красной армии. Этого было достаточно, чтобы маму и меня отправить в лагерь.

В застенках концлагеря

– Помню страшно морозную зиму, плотно набитый людьми товарный вагон. Неизвестно, куда везут, зачем, что будет впереди. Привезли в местечко близ города Лиепаи (Латвия). Взрослых бросили на работы к хозяевам на хутора. Поначалу детей определили с матерями, а потом и тех, и других – в концлагерь. Помню, как нас, ребятишек, обливали вонючей холодной водой. Этот запах я не забуду никогда. Взрослые копали траншеи, дети ютились в холодных помещениях на соломе, прижимаясь друг к другу от холода. У детей брали кровь для немецких солдат.
Никто в семье мамы не знал о нас ничего. Мамины сестры войну пережили в Вологде, у дедушки. Мужчины воевали на Ленинградском фронте, а мы находились за колючей проволокой.
В 1944 году фашистов погнали. Наступление было стремительным. Фашисты заметали следы своих преступлений. Уничтожали больных, истощенных детей, бросая их в костры из сосен. Женщины связались с подпольем, договорились с немцем-охранником и под покровом ночи через колючую проволоку перекидывали по два-три ребенка на руки женщинам, заранее пробравшимся по другую сторону забора. Так совершенно случайно я была спасена своей мамой. До сих пор не могу объяснить себе, почему я оказалась в группе спасшихся детей. Наверное, потому, что Бог видел, что эта девочка сумеет объяснить большим и маленьким, что такое жизнь, что такое фашизм, что такое предательство и верность, что такое порядочность и справедливость. Это я делаю всю свою сознательную жизнь.


Есть в семье у заслуженного учителя школы РФ и очень хорошей женщины Тамары Леонидовны Онуфрийчук добрая традиция – собираться на праздник 8 Марта всем вместе, дарить друг другу подарки, обмениваться семейными воспоминаниями и вместе радоваться жизни. К Тамаре Леонидовне приедут ее дети Ольга и Максим, внуки Мария и Егор, правнук Альберт. Хорошая, дружная семья!


Семейная реликвия

– 20 апреля 1945 года мой папа писал моему дяде Вадиму Ивановичу о взятии Кенигсберга в стихах на двух листах бумаги, оставшихся от немецкой канцелярии. Эту победу он описал «высоким слогом». Вадим сохранил письмо, после войны передал маме, а мама мне. Вырастают дети, в школах ребятам рассказывают о войне, а мои дети бережно хранят это письмо, внуки учат наизусть, пересказывают в школе. Какая сила в словах, в строчках! Это наша семейная реликвия, которую мы очень бережем.
При взятии Кенигсберга папа был ранен, попал в госпиталь. А после госпиталя – Маньчжурия. Там и закончил войну в 1946 году. Дважды проезжал он по берегу священного Байкала, который произвел на него неизгладимое впечатление своей мощью. После войны мечтал научить дочку играть на гитаре и показать ей Байкал. Войну выдержал, воевал в пехоте, победил, а тут здоровье подвело. После войны выживали всем миром. Друг другу помогали. Папа заболел пневмонией, открылись раны, в 1949 году его не стало. Не стало настоящего русского человека, которому дано Богом быть учителем. Прекрасно знал физику, математику, писал стихи, играл на гитаре, гармошке, отлично рисовал и участвовал в учительской самодеятельности. Учителя для местного населения ставили пьесы наших русских классиков. До сих пор помню пьесу А.П. Чехова, поставленную коллективом учителей на сцене нашей маленькой школы. Парты, керосиновые лампы, кусочки черного хлеба на подносе, которые получали дети каждый день на большой перемене, а корочки раздавались по очереди, чтобы никого из детей не обидеть. А дальше – по субботам очередь дошла и до белого хлеба. У детей настоящий праздник. Хлеб-то получали по карточкам.


Громонтова Александра Ивановна – мама Тамары Леонидовны. С этими снимками отец Леонид Павлович ушел на фронт


И снова мир

– Но не хлебом единым жив человек. Какие у нас были праздники! Как люди были рады миру! Возможности были небольшие, но в семье появился патефон, пластинки. Помню рабочие тет­ради папы. Это произведение искусства. Задачи, проиллюстрированные такими замечательными рисунками, что должны быть понятны любому школьнику.
Мы вновь стали жить на берегу Финского залива, где море, сосны и песок. Мне повезло. Я училась у настоящих учителей, влюб­ленных в свою дело, поэтому и выбрала будущую профессию легко. Поступила в 1955 году в Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена, на факультет математики и черчения. И ни разу не пожалела о своем выборе. Это мое. Все мои умения и таланты пригодились в работе. И институт, и общежитие находились в самом центре исторического города. Все музеи – наши, все театры – наши, балы студенческие проходили то в Мраморном зале, то в Таврическом дворце, то во дворце Юсупова, пока на последнем курсе не был восстановлен наш культурный корпус. Наконец, бал в своем институте. Да, балы! Хотя мы были очень скромно одеты! Но душа наша пела. Гордость за народ, за город, за самих себя. Наше поколение прошло и через колхозы, через целину и через стройки. Да и в восстановлении института наше участие было не последним.

Расскажу о войне

– Чудом оставшаяся живой девочка сказала себе: «Я не просто так выжила в аду. Все, через что мне пришлось пройти, я должна рассказывать подрастающему поколению, которое и представления не имеет, что такое война. Это мой долг перед своим отцом, отдавшим жизнь за победу!»
В 2017 году я завершила свою трудовую деятельность, проработав в сельской школе, на территории военного городка, 57 лет. Но я не перестала встречаться с детьми в школе, в клубе и на митингах. Удалось ли мне вспомнить все? Конечно, нет. Как же надо беречь мир на земле, чтобы ужасы войны не повторились! На вой­не больше всего страдают дети, старики, женщины. Низкий поклон советским солдатам за мир, за победу, за жизнь! Поклон женщинам, старикам и детям, растившим хлеб для фронта и стоявшим у станков на заводах, порой под открытым небом. Эта победа завоевана всем многонациональным народом.
Закончить свое воспоминание о страшных, героических страницах моей Родины я хочу мудрыми строками старой русской пословицы: «Кто не помнит песни отца, тот не споет хорошей песни своему сыну».


Тамара Леонидовна вспомнила, как шесть лет назад в Мало-Шелемишевской школе Скопинского района проходил вечер «И это все о них…» в форме творческого портрета, посвященный супружеской чете учителей Онуфрийчук Тамаре Леонидовне и Валентину Максимовичу. На двоих они отдали школе 95 лет. Заметку об этом тогда написала учитель школы Ольга Анатольевна Турмышова:
«Ведущая вечера Галина Ефимовна Головина задавала вопросы и руководила всем процессом. А вопросы были жизненные, дающие пищу для размышления и воспоминаний: как познакомились, почему приехали работать в сельскую школу, какие трудности испытывали? Прожив вместе более 50 лет, они образуют единое целое в супружеском и профессиональном союзе.
Об этих людях можно говорить бесконечно, потому что их жизнь наполнена разными интересными событиями и связана с историей школы, страны. А самая главная формула счастья, по их определению: взаимопонимание + творчество».


 


Самое читаемое