
В гостях у скрипичного мастера
Прямо сейчас в обычной квартире на одной из рязанских улиц рождается инструмент, который при должном обращении сможет прослужить музыкантам 300, 400, 500 лет… Появление скрипки или альта ручной работы на свет не терпит спешки. Пройдет еще три-четыре месяца, прежде чем творение мастера обретет завершенный вид.
Даже в вынужденной самоизоляции мастер, реставратор и музыкант Рязанского губернаторского симфонического оркестра Антон Чебан продолжает работать. Не далее как год назад он представил один из своих инструментов на первой в постсоветской истории Всероссийской выставке скрипичных мастеров в Санкт-Петербурге. Тот альт стал шестым в личной коллекции мастера. Седьмой была скрипка, теперь же пришел черед еще одного альта. К нему Антон Чебан приступил около месяца назад.
– В разные времена альты и скрипки пробовали делать из груши, тополя, ивы. С экспериментами покончили лишь к началу XX столетия, – рассказывает мастер. – Теперь традиционно используют клен и ель. При этом важно, чтобы деревянный массив был достаточно старым. Необходимый срок для просушки ели – 15 лет, клена – 25 лет. Тогда кристаллизуется смола, а древесина приобретает стабильность и нужную упругость…
Люди, далекие от мира музыки (как я, например), нечасто задумываются, сколько труда вложено в тот или иной инструмент. Почему, к примеру, ту же скрипку по нынешним временам так уж необходимо делать вручную, вместо того, чтобы, не мудрствуя, напечатать ее на 3D-принтере? В конце концов, так ли уж много зависит от инструмента?
Прости, березка…
Увы, но воспетая нашим гениальным земляком Сергеем Есениным береза для изготовления музыкальных инструментов практически не годится. Как утверждает наш собеседник, из березового бруса можно делать разве что самые простые и недорогие гитары.
Другой гений своего времени – скрипичный мастер Антонио Страдивари – предпочитал для инструментов балканский клен.
Такой же клен использует для своего альта и Антон Чебан.
Инструмент начинается с чертежа. На чертеже задается его форма со всеми необходимыми отступами и вырезами. Такую заготовку называют также колодой или патроном. Ее задача – держать форму будущей скрипки или альта.
Для непосвященного человека разобраться в терминологии не так-то просто. Созданию формы предшествует появление контрформы. По периметру же форму заключает в себя так называемая обечайка – обод для временной конструкции. Гнут этот обод на вайме – приспособлении из металла, нагреваемом до температуры в 220 градусов. Есть еще клецы – вклеиваемые в форму еловые брусья; эсы – внутренние обечайки, чаще называемые музыкантами «талией» скрипки; эфы – прорези на верхней деке, но про них говорить пока рано…
Осетровая прочность
А вот про клей, используемый в процессе создания инструмента, сказать стоит. Какие бы новые марки суперпрочных клеев ни разрабатывала химическая промышленность, мастера отдают предпочтение известному еще с незапамятных времен сухому рыбьему клею. Так, Антон Чебан использует клей, полученный из плавательных пузырей рыб осетровых пород, говорит: запасы остались еще с советских времен.
И дело тут не в инертности мышления. На ранних стадиях изготовления инструмента мастер должен иметь возможность повернуть процесс вспять. Рыбий клей, в отличие от любого другого, предоставляет такую возможность – достаточно иметь под рукой обычную горячую воду. При этом, высыхая, он держит склеенные поверхности очень крепко.
Отдельно нужно сказать и об инструментах, которые применяет мастер в своей работе. Помимо лобзика, напильников, специальных ножей, палочек или брусков, обернутых наждачной бумагой, стамесок и рубанков всевозможных размеров, уже на следующей стадии, в процессе изготовления свода скрипки, мастер использует цикли – тонкие стальные пластинки, предназначенные для выравнивания выстроганной поверхности древесины. В чем цикля превосходит ту же наждачную бумагу? Наждачка, как и любой другой абразивный материал, выравнивает поверхность равномерно. Но в некоторых случаях мастеру это не нужно. Цикля работает хитрее, она срезает твердые, зимние, слои дерева, но только приминает летние – более мягкие. И уже на финишной прямой, когда инструмент будет покрываться лаком, примятые слои частично распрямятся, что позволит лаку подчеркнуть текстуру дерева: сделать темные линии – темнее, а светлые – светлее.
Миллиметры и приоритеты
В числе прочего такими же циклями формируют и толщины дек скрипки или альта, и это самый ответственный этап в процессе изготовления инструмента!
– Для каждой точки дек их толщина варьируется, – объясняет Антон Чебан. – В наиболее толстом месте, иначе называемым акустическим центром инструмента, эта величина составляет 5 мм для скрипки и 5,5 мм для альта. К краям деки утончаются. Самые тонкие места – на стыке выпуклостей и вогнутостей – до 2,2 мм. Есть специальная формула, определяющая коэффициент упругости дерева. Чем ближе ты к этому коэффициенту, тем сложнее его контролировать. Тем аккуратнее и дольше ты должен снимать последние слои – в этот момент шанс загубить инструмент велик необычайно.
На заключительной стадии изготовления свода инструмента в его верхней деке вырезаются эфы – о них мы говорили выше. Кстати, их F-образная форма – скорее дань канону, чем строгое требование. Эфы могут быть и прямыми. Разве что расчетная формула продиктует мастеру другие толщины дек, да и смотреться такой инструмент будет слегка необычно.
Если у той же гитары гриф – деталь самостоятельная, у скрипки, альта, виолончели, контрабаса роль грифа играет накладка из черного дерева. Накладку эту с помощью все того же рыбьего клея закрепляют на шейке – завитке, выпиленном из кленового бруса.
А вот струны беспокоят мастера в последнюю очередь. Как правило, мастера ставят на скрипки и альты стандартные наборы струн. Далее уже музыканту предстоит решить, какие струны он предпочтет.
И раз уж мы заговорили о музыкантах, не могу удержаться от очевидного вопроса: как взаимосвязаны уровень профессионализма музыканта и качество инструмента, на котором он играет?
– Разумеется, мастерство музыканта в приоритете, – говорит Антон Чебан. – Если посредственный исполнитель играет на очень хорошей скрипке, вряд ли мы поймем по его игре, насколько хорош инструмент. А вот хороший музыкант даже из плохой скрипки сумеет выжать максимум возможного! Что уж говорить, если такому музыканту достанется хорошая скрипка…
Хрупкая долговечность
Если мастер на создание инструмента тратит от двух до шести месяцев (а когда речь идет, например, о контрабасе ручной работы – то и до года), в условиях фабричного производства фрезерный станок с числовым программным управлением способен произвести партию готовых скрипок всего за неделю, не больше.
– Это не означает, что заводские скрипки и альты ни на что не годятся, – рассуждает Антон Чебан. – И с ними можно учиться играть в музыкальной школе, даже выступать в оркестре…
Кстати, фабрики, выпускающие струнные музыкальные инструменты, есть сегодня в Китае, в Румынии, в некоторых других странах. Но ни станок с ЧПУ, ни уж тем более 3D-принтер не в состоянии сделать то, что подвластно человеку. Каждый сделанный вручную инструмент индивидуален.
Скрипка – инструмент чрезвычайно легкий (ее вес не превышает 430 граммов) и хрупкий: не терпит перепадов влажности, а уж тем более – механических повреждений. При всем этом инструмент, к которому относятся с должным почтением, способен намного пережить любого из нас. Страдивари создал свои лучшие скрипки в конце XVII – начале XVIII веков, и некоторые из них изумительны в своем звучании и по сей день…
Александр Абрамов














Купить электронную копию газеты