№44 (5848) от 12 июня 2020

Наш разговор – об истоках и сегодняшнем дне народной хореографии

Народный танец – неотъемлемая часть культуры России. В преддверии Дня России гостьей «РВ» стала дочь основательницы одного из самых известных у нас в регионе хореографических коллективов, а нынче уже сама художественный руководитель образцового ансамбля танца «Сударики» Анастасия Табеева.
В ансамбль, который возглавляла ее мама Вера Викторовна Бокова, Анастасия пришла в пять лет. Позднее старшую группу «Судариков» взяла под свое крыло сестра Анастасии – Екатерина Тормышева. И еще с ранних лет наша собеседница знала, что обязательно продолжит хореографическую династию.
Звание «Образцовый» коллективу, в котором сегодня занимается около 120 воспитанников в возрасте от двух с половиной до двадцати лет, присвоили еще в 2000-м. А уже в 2021-м «Сударики» – многократные лауреаты и обладатели Гран-при всероссийских и международных конкурсов, проходивших не только у нас в стране, но и в Белоруссии, Чехии, Швеции, Дании и Финляндии, отпразднуют свое 30-летие!
Так что если с кем и говорить о русских танцах, об их многообразии, и о том, насколько они могут быть интересны юному поколению – педагог-хореограф Анастасия Табеева, пожалуй, лучший кандидат.

Опровергаем стереотипы

Р.В. – Русского фольклора с точки зрения обывателя вокруг и много, и мало одновременно. Много, потому что на всех официальных мероприятиях обязательно выступают фольклорные коллективы, и рядовой зритель часто с трудом отличает один от другого. Мало, потому что в большинстве своем мы имеем довольно поверхностные представления о русском фольклоре. И русские танцы нередко представляются нам как что-то незатейливое – «два притопа, три прихлопа»… С чем, по-вашему, связаны такие стереотипы и насколько они далеки от действительности?

А.Т. – Неподготовленному зрителю, как правило, непросто отличить региональные нюансы народного творчества. Зритель часто воспринимает фольклор по принципу «нравится – не нравится». В нашем коллективе прекрасно это понимают, и потому у нас есть как номера для конкурсов и фестивалей, поставленные строго по канонам народного творчества и основанные на региональных особенностях, так и танцы, ориентированные на зрителя – яркие, зажигательные, с трюковыми элементами.
Жанровое разнообразие русских танцев, разумеется, несоизмеримо шире, чем может счесть человек, далекий от фольклора. Один из самых древних видов народного танца – это хоровод. Его круговая композиция подобна солнцу, которому в старину поклонялись славяне. Хороводы бывают орнаментальные, когда танцующие движутся не только по кругу, но и змейкой, восьмеркой, колонной, используют переходы и перестроения, создавая при этом красивые фигуры; и игровые, в которых задействуют предметы быта – платки, венки, ленты, табуретки и многое другое.
Другой распространенный вид русского народного танца – пляска, в которой каждое движение также не лишено смысла. А есть еще и кадриль, берущая свое начало от французского салонного танца – со своеобразным построением и четким разделением на пары и фигуры.
Есть общие характерные черты для русского мужского танца – жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнершам; а для русского женского – плавность, задушевность, благородство в сочетании с живостью. Между тем на Севере русский танец – степенный и величавый. В Центральной России его лиричность чередуется с весельем. В Южной России главные особенности – задорность и удаль. В каждом из регионов костюмы, говор и жизненный уклад рождали свои неповторимые танцы…

Р.В. – И в чем, например, кубанские танцы разнятся с белгородскими?

А.Т.– В танцах кубанского края непринужденная манера сочетается с уверенностью. Здесь – лихие движения, высокие прыжки и рубки на клинках у мужчин контрастируют с замысловатой дробью и необычайной легкостью поступи у женщин.
На формирование пластического стиля танцоров Белгородской области повлияли многие факторы, и один из них – народный костюм. Женщины здесь носили головной убор «сороку» только с выпрямленной осанкой. На грудь надевали «грибатку» – украшение, вышитое бисером на тесьме; на шею – мелкие бусы. А на поясе особым образом собирали поневу. В таком костюме женщина должна держать себя особым образом, что, безусловно, влияет на пластику и на манеру исполнения танца.

Национальная уникальность

Р.В. – Помимо жанровых, региональных, мужских и женских особенностей, есть у русского народного танца, скажем так, свои национальные черты?

А.Т. – В России как песни, так и танцы всегда отображали быт человека. Если это свадьба, то помимо веселых плясок был обязательно плач невесты, которая покидает родной дом и прощается с прошлой жизнью. Если это сенокос, то танец отразит и тяжелую работу в поле, и ее завершение – веселой пляской.
Любой танец в русской культуре – сюжетный и заключает в себе свою маленькую историю. Могу как яркий пример привести танец из репертуара Государственного академического Рязанского русского народного хора имени Е.Г. Попова – «Скопинские гончары». В этом номере мужчины (гончары) «лепят» девушек из глины, и в танце девушки «оживают». Тут мы и видим характерные черты русского народа, его ум, трудолюбие, скромность, душевную открытость…

Р.В. – А насколько допустима для русского танца импровизация?

А.Т. – Импровизация была, есть и будет. Нашим предкам никто танцы не ставил, они танцевали сердцем и душой. Сегодня в народной сценической хореографии импровизация встречается в игровых номерах и играет важную роль, в частности она помогает детям, занимающимся русскими танцами, развивать свое актерское мастерство.
Вместе с тем замечу, что в наше время на импровизации зачастую делают акцент современные направления танца – именно так появляются новые стили. Перед нами же стоит несколько иная задача – сохранить свою культуру.

О конкуренции и индивидуальности

Р.В.  – Насколько тяжело сегодня русскому народному танцу конкурировать с современными направлениями?

А.Т. – Сказать честно, очень тяжело. Дети тянутся к современной культуре. А спрос, как говорится, рождает предложение – едва ли не в каждом городе сегодня соотношение между эстрадными коллективами и народными здорово отличается, и не в пользу последних.
Но по крайней мере мы для себя нашли выход из этой ситуации. Мы устраиваем для детей творческие смены и мастер-классы, на которые приглашаем педагогов по современной хореографии. И в нашем репертуаре присутствует эстрадная хореография, хотя большее внимание, разумеется, уделяется русскому народному танцу.
Нашими новыми воспитанниками становятся не только дети, которых привели родители, но и учащиеся Рязанского политехнического колледжа, на его базе занимаются «Сударики». По своей инициативе они вливаются в наш коллектив, остаются в нем на годы и, прощаясь, благодарят нас за все, чему мы их научили. Думаю, это подтверждает, что мы движемся по верному пути.

Р.В. – Какие критерии, на ваш взгляд, определяют действительно хороший народный танцевальный коллектив? Мы сейчас говорим уже не о «Судариках», а о других творческих объединениях, которые вам доводилось видеть…

А.Т. – В России много хороших фольклорных коллективов. Так, я очень люблю Кубанский казачий хор, Сибирский русский народный хор… Объективный критерий тут, наверное, может быть только один – стремление творческого коллектива иметь свое лицо.
И это, по моему мнению, касается не только известных коллективов, с именем, но и каждого творческого объединения.
Мне хочется вспомнить один из фольклорных конкурсов, на котором я присутствовала в качестве зрителя. На сцене выступали любительские коллективы, и некоторые представляли номера почти неотличимые друг от друга. Но потом вышли четыре пары и станцевали кадриль, характерную для своей деревни. В танце они сами себе подыгрывали на ложках, трещотках и бубне. В результате именно этот коллектив взял Гран-при конкурса! Потому что был талантлив и непохож на других…

Беседовал Александр Абрамов


Самое читаемое