15 августа 1837 года Рязань посетил наследник престола Александр НиколаевичНаследник Николая I путешествовал по России в сопровождении своего воспитателя, поэта Василия Жуковского. А предшествовало поездке сообщение о ней губернатору В.М. Прокоповичу-Антонскому: чтобы подготовились. Как водится в России, вдоль пути следования наследника начали наводить лоск и чистоту, не сильно отклоняясь в стороны. Губернатор требовал от городской и земской полиции порядка, иначе «Под суд отдам! Отрешу от должности!» – грозил он.

Полицейские очень старались, однако в Касимове, неподалеку от дома местного предводителя дворянства Н.Е. Клезеваля, наследник увидел-таки неподвижно лежавшего на дороге человека. Оказалось, это напившийся до бесчувствия кучер-татарин. Александр Николаевич распорядился позаботиться о его лошадях, чтобы не увели. В доме Клезеваля наследник изволил пить кофе.
Обедали в доме крестьянина А.С. Воронкова в селе Ижевском, а вечером 15 августа прибыли в Рязань, встреченные иллюминацией. Следующий день был посвящен знакомству с городом. Гости побывали в гимназии, где учащийся, начинающий поэт Яков Полонский преподнес В. Жуковскому приветственные стихи собственного сочинения. Далее осмотр училища канцелярских служителей, больницы, тюремного замка, дома умалишенных. Посетил наследник и местную богадельню, выстроенную на средства купца П.А. Мальшина и пожертвовал для нужд инвалидного дома 160 рублей.
Наследник, его наставник и сопровождавшие их лица побывали в Рязанском кремле, который находился тогда в несколько запущенном виде: колокольня была недостроена, Успенский собор нуждался в реставрации, всюду громоздились кучи строительных материалов. Однако соборы кремля произвели на Александра Николаевича и Василия Андреевича неизгладимое впечатление. Жуковский даже зарисовал Успенский собор.
В этот же день наследник посетил жившую в Рязани вместе с сыном Георгием Григорьевичем грузинскую княгиню Нину Георгиевну Дадиан-Мингрельскую. Как она оказалась в Рязани? Нина Георгиевна – статс-дама, кавалерственная дама, жена правителя Мингрелии Григория Дадиани, дочь последнего грузинского царя Георгия XII. На 16-м году жизни вышла замуж за Григория Дадиани, первого из мингрельских правителей, принявших русское подданство. 1 декабря 1803 года, после присяги ее мужа на верноподданство, княгиня Дадиани получила высочайший подарок и вскоре была пожалована орденом Святой Екатерины большого креста. После смерти мужа, во время малолетства своего сына, правила страной, а по достижении им совершеннолетия была отозвана в Санкт-Петербург. В 1819 году княгине было разрешено жить на Кавказской линии, в Георгиевске, и лечиться минеральными водами. Однако там были замечены ее сношения с зарубежными резидентами, стало известно о ее намерениях скрыться за границей. Потому высочайшим повелением княгиня Дадиан-Мингрельская была направлена на жительство в Рязань. На содержание семьи и дома были отпущены немалые государственные средства. Она проживет в России еще десять лет и умрет в Петербурге. Судьба ее пятерых детей была тесно связана с Грузией. Сын, живший с матерью в Рязани, князь Георгий Дадиани стал генерал-майором и рязанским дворянином, женился на графине Елизавете Павловне фон дер Пален, также рязанской помещице.
Вечером 16 августа в Рязани состоялось два события: торжественный прием в честь наследника престола Александра Николаевича на территории усадьбы Н.Г. Рюмина в роще, носившей имя владельца (на снимке), и пожар в самом центре города. Усадьба долго готовилась к приему: сюда были завезены экзотические растения из помещичьих имений, приглашены крестьяне из разных уездов в народных костюмах, подготовлен хор и иллюминация – все, как мы любим. И когда в городе, на Почтовой улице, загорелся дом купчихи Рюминой, оказалось, что все пожарные находятся в Рюминской роще, дабы там не произошло возгорание от иллюминации. Горящий дом был виден с берегов Рюминского пруда, но спокойствие на приеме не было нарушено. Пожарные быстро сориентировались, подоспели вовремя и загасили пламя. Наследник выдал 100 рублей в награду пожарным и 300 рублей – хозяйке сгоревшего дома, полицмейстеру выразил высочайшую благодарность. Рязанское дворянство тут же собрало 5 тысяч рублей в пользу пострадавших от пожара.
Утром 17 августа наследник отправился в Зарайск, а затем в Венев и Тулу. Путешествие по стране продолжилось.

Ирина Сизова (текст)

Самое читаемое