№7 (5912) от 3 февраля 2021

1 февраля Правительство по поручению Президента должно было представить свои предложения по индексированию пенсий работающим пенсионерам.

Как говорил один генсек советского времени, эту тему нужно углубить. А лучше – сразу признать, что отмена индексации оказалась ошибкой. Она к чему привела? Работающие пенсионеры начали уходить в тень, а бюджеты ПФР и социального страхования не досчитались положенных отчислений. Не платили теневеки и налог на доход физических лиц. Проблемы возникли у всех. Знакомый писатель почтенных лет как-то пожаловался: не могу опубликовать свою повесть в журнале и получить за нее гонорар. Иначе сразу лишусь индексации, а разница между пенсиями работающих и неработающих солидная, доходит до 30 процентов.
В таком положении оказались сотни тысяч творческих людей, других классных специалистов, чьи трудовые навыки с возрастом только совершенствуются. Их почему-то лишили возможности приработка к пенсии, размер которой балансирует на грани прожиточного минимума.
Главы сельских администраций, председатели садоводческих товариществ взялись за инструмент. Раньше они могли нанять пенсионера, которому по силам скосить траву, сварить трубу или натянуть провода. А сейчас попробуй, разыщи такого, чтобы променял постоянную индексацию на разовый калым. Работать стало некому.
Повысили пенсионный возраст, а трансферты в ПФР не уменьшаются. Надо было выводить экономику из тени, а не кивать на дефицит ПФР. Откуда там возьмутся деньги, если люди получают зарплату в конвертах? Любой налоговик скажет, что видит по документам среднюю зарплату 25–30 тысяч рублей, а не те 45–50 тысяч, что преподносит нам статистика. Однако квартиры в новостройках разлетаются как горячие пирожки, курорты забиты под завязку, а машины во дворах некуда ставить. Вот они, теневые надбавки в действии.
Заморозили пенсионные накопления и каков результат? Размеры пенсий как не дотягивали до 40% утраченного заработка, так и не дотягивают.
Заморозив пенсионные накопления, те самые шесть процентов от фонда оплаты труда, которые поступали гражданам на личные счета в пенсионных фондах, государство вновь протягивает руку к нашим же кошелькам. Разумеется, для нашего же блага. Говорят: давайте еще шесть процентов вносите – уже в качестве добровольных взносов в гарантированный пенсионный капитал. Никто не сомневается, что желающие порулить этими деньгами найдутся быстро, если проект утвердят. Те старые накопительные шесть процентов уже как бы и не в счет, они уходят в солидарную часть. Неужели навсегда? Заморозка вновь продлена до 2023 года.
Сегодня обществу явно не хватает позитивных общенациональных проектов с понятными и осязаемыми результатами. Проектов, которые могут приносить очки, рейтинги и политические дивиденды реформаторам и простое человеческое счастье всем остальным. Даже удивительно, что мы упускаем отличную возможность социального умиротворения. Лучшего момента для возврата к прежним пенсионным условиям представить сложно. Разморозить накопительный компонент, выполнить рекомендации МОТ по 40 процентам замещения заработка. Как вишенка на торте – вернуться к пенсионному возрасту 55 и 60 лет. «Совместный труд для моей пользы – он объединяет», – говорил кот Матроскин. А если для нашей, общей пользы? Будет еще один, на этот раз хороший повод, чтобы почувствовать свое единство.


Самое читаемое