В Рязанской области прошли Шестые Тарковские чтения
Тихое журчание реки Пары и луговое разнотравье встречают гостей Шестых Тарковских чтений, приехавших к дому гениального режиссера в поселок Мясной Путятинского района.
От имени губернатора области Николая Любимова участников приветствовал министр культуры и туризма региона Виталий Попов.
Для Андрея Тарковского этот дом из красного кирпича был приютом трудов и вдохновений, укрытием от житейских бурь и самым прекрасным местом на земле, где рождались и обдумывались замыслы его картин «Сталкер», «Ностальгия», «Жертвоприношение». Для кинематографистов с разных уголков света усадьба Тарковских – духовная Мекка, возможность в завораживающей обстановке близости к режиссеру говорить о путях духовного кино, рассказывать молодой аудитории об искусстве режиссуры, сценарном деле, продюсировании.
Сама атмосфера места обязывает быть предельно искренним перед собой и аудиторией, не отделываться формальными высказываниями, а устремляться к самым сокровенным истокам творчества.
Сын Андрея Тарковского Андрей Андреевич снова дома. Приехал на форум из Италии. И к слушателям, ожидающим его лекции, приходит прямо со съемочной площадки. Он делает документальный фильм о жизни отца и деда, об Андрее и Арсении Тарковских, куда войдут кадры родного пристанища в поселке Мясной. Картина уже заявлена на Каннский фестиваль. А сейчас Андрей Тарковский-младший рассказывает о том материале, который вошел в киноленту.
Из тонких невещественных миров соткана поэзия Арсения Тарковского. Своим звуковым очарованием она словно окутывает площадку, где проходят чтения, и зеркальный треугольник сцены с заслуженным артистом России Андреем Торховым, кажется, парит над землей. Элегические ноты в великую симфонию тоски о прекрасном тонко вплетают артисты ансамбля русских инструментов «Парафраз».
И уже сама экскурсия к дому в сопровождении Тарковского-младшего кажется погружением в пространство исчезнувшей Атлантиды – так много таинственного в нем, овеянного памятью о великом режиссере.
Кажется, что старинное зеркало в спальне отразит сейчас все прошлые горести, радости и надежды семьи.
Увы, в родной стране в 80-х годах прошлого века надеждам Тарковского на создание задуманных им картин не суждено было во-плотиться. Неприятие творчества гениального режиссера достигло такой силы у киношного начальства, что Тарковский вынужден был остаться на Западе, чтобы сохранить возможность снимать кино. Семья разломилась пополам. И только после трехлетней разлуки сыну разрешили приехать в Париж, где в больнице умирал от рака Андрей Арсеньевич Тарковский.
Сегодня сын режиссера руководит международным институтом имени Андрея Тарковского в Италии, Франции и России. Мечтает о том, чтобы усадьба его родителей в Мясном превратилась в международный кинематографический центр с развитой инфраструктурой для приема гостей со всего мира, с возможностью проведения премьер и кинопоказов. Самое главное уже есть – неповторимая аура этого места, связанного с именем гения. Постепенно усадьба преображается. Благодаря усилиям правительства области территория получила охранный статус достопримечательного места. Свой гонорар за фильм Андрей Тарковский-младший планирует потратить на восстановление усадебного комплекса. Новый международный центр Тарковского получает первые подарки. Председатель регионального отделения Союза художников России Виктор Грушо-Новицкий подарил Андрею Андреевичу Тарковскому написанный им портрет отца.













Купить электронную копию газеты