№31 (5936) от 30 апреля 2021
Сергей Чаплыгин выводил формулы, позволяющие взлететь.
Наверное, прочтя эту заметку, кто-то нас упрекнет: знаменитый математик и механик Сергей Чаплыгин – не рязанец, его имя носит город в Липецкой области. Но на протяжении всей своей жизни Сергей Алексеевич Чаплыгин считал себя уроженцем рязанского города Раненбурга, который только после войны был переименован в честь знаменитого уроженца и отошел к вновь образованной Липецкой области.
А родился Сергей Алексеевич в апреле 1869 года в купеческой семье. Но отец через два года умер, а мать снова вышла замуж за воронежского мещанина Давыдова. В семье появились другие дети, но Сережа среди них не затерялся. Его подготовили к поступлению в гимназию, которую он окончил с золотой медалью, и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Там судьба свела его с Николаем Егоровичем Жуковским, и любовь Чаплыгина к чистой математике уступила любви к механике. Он получил диплом по специальности «Прикладная механика», остался преподавать в университете, блестяще защитил диссертацию. В 1905 году Сергей Алексеевич избран директором Московских высших женских курсов – первого учебного заведения в России, дававшего женщинам полноценное высшее образование. И тут, на этой работе, которой Чаплыгин успешно занимался 13 лет, обнаружились его громадные организаторские способности, умение решать хозяйственные задачи любой степени сложности. Город выделил курсам для строительства нового здания землю на Девичьем поле, а денег на строительство не было. Сергей Алексеевич заложил участок и на полученные деньги начал строительство первого этажа здания, потом под залог пошел первый этаж, а на полученную сумму возводился второй. И так – до самого завершения строительства. Городская Дума несколько раз пыталась поднять вопрос об изъятии земли, так успешно закладываемой. Тем не менее в 1908 году новое здание женских курсов было построено. И до 1918 года, когда на их месте был открыт 2-й Московский университет, курсы успешно занимались своим делом – обучением женщин по многим специальностям, а руководил ими С.А. Чаплыгин.
А как же крылья? Когда придет время ставить на крыло самолеты? В первые десятилетия ХХ века это время только начиналось. В 1904 году Н.Е. Жуковский создает в Кучино, под Москвой, первый в мире институт аэродинамических исследований. Именно там Жуковским была рассчитана формула подъемной силы крыла. Чаплыгин внимательно следит за изысканиями своего учителя в области воздушной механики. В 1909 году он принимает участие в обсуждении одного из научных докладов профессора Жуковского и предлагает свой довольно простой способ расчета циркуляции. Его так и назвали – постулат Чаплыгина-Жуковского.
Так их судьбы вновь пересеклись – в точке, связанной с развитием авиации. Когда в 1918 году, уже при советской власти в Москве был создан Центральный аэродинамический институт (знаменитый ЦАГИ), Жуковский назначил Чаплыгина руководить его филиалом в Кучино. А после того как учитель ушел из жизни, С.А. Чаплыгин принимает у него эстафету – становится председателем коллегии, а затем и директором ЦАГИ. Сергей Алексеевич продолжает научную работу, решая ряд сложных задач аэродинамики в авиации, которые способствовали развитию теории устойчивости крыла в полете. Вместе с будущим академиком М. Келдышем он проводил исследования по теории флаттера – самопроизвольной вибрации летательного аппарата, способной привести к его разрушению. Ох как полезны будут их научные выводы при будущем создании высокоскоростных машин. И все это время Чаплыгин строит, строит и строит – новые лаборатории, испытательные стенды, полигоны. Очень пригодился его административный талант.
Еще до войны Сергей Алексеевич Чаплыгин стал членкором Академии наук СССР и получил первым среди теоретиков авиации звание Героя Социалистического Труда. В 1941 году он категорически не соглашался отправляться в эвакуацию, но государственные интересы возобладали. В ноябре Сергей Алексеевич вместе с ЦАГИ был направлен в Казань, а затем еще дальше – в Новосибирск. Там он возглавил филиал института и начал строительство очередной лаборатории. Математические расчеты, связанные с обтекаемостью форм самолетов, произведенные им в это время, позволили значительно повысить боевые качества и выживаемость советских крылатых машин. С.А. Чаплыгин умер в Новосибирске в октябре 1942 года и похоронен на территории института, который носит теперь его имя.
Ирина Сизова













Купить электронную копию газеты