№37 (5942) от 21 мая 2021
О самоуправлении у нас спорят лет тридцать – с того времени, когда в 1990-е годы понятие это вновь стало актуальным. Почему вновь? Да потому что в имперской России самоуправление начало формироваться лет эдак 170 лет назад, сразу после того как помещиков освободили от крепостных крестьян и массы других забот по благоустройству окружающей действительности.
Было в России самоуправление, особенно развитое в городах. И проблем с ним, конечно, хватало, но система постепенно складывалась. В 1917-м все рухнуло, но и советская власть пыталась поначалу возложить на граждан ответственность за часть житейских забот. Появились, например, жилищные товарищества – кооперативы, в которых сами жильцы управляли своими домами. Недавно в рязанской газете за 1935 год прочитала о том, что в нашем городе горсоветом был установлен специальный налог с граждан – культурный. Его платили те, кто имел постоянную зарплату, – совслужащие, рабочие, работники социальной сферы – 2 или 3 процента от дохода. Деньги шли на ремонт и строительство учреждений культуры. Городской совет отчитывался об их расходовании, обсудив перед этим, а куда, собственно, расходовать. Чем не самоуправление?
Наступили 1990-е годы, появилось самоуправление в новом качестве: государственная власть вроде бы отделилась от местного самоуправления. Но оказалось, что пряников сладких, то есть местных налогов, всегда не хватает на всех. Разросшиеся полномочия местного самоуправления не были подкреплены материально.
А что же граждане, которые вроде бы сами должны всем управлять? Для начала они получили право избирать своих представителей – местных депутатов. А депутатам как могли помогали муниципальные чиновники. Граждане стали владельцами своих квартир и должны участвовать в управлении домами. Они могут теперь управлять средствами, собранными на капитальный ремонт. Они – это мы с вами. Ну и как мы всем этим управляем? Да часто просто никак.
Теперь появились новые формы самоуправления – ТОСы. Активисты ТОСов смело вмешиваются в управление своей территорией. Объединились, обмениваются опытом, вступают в диалог с городской властью. И попробуй к ним не прислушайся – ничего, кроме головной боли, не получишь.
В последние годы граждан стали активно привлекать к софинансированию благоустройства территорий, дворов, а значит, и к обсуждению проектов благоустройства. Люди вкладывают в это дело свои деньги, пусть и небольшие. Но они за них спросят. Все ли ладно получается на этом поприще? Не все. И качество работ, бывает, не устраивает. И отступления от первоначальных проектов случаются. Примеров у нас хватает – и в городе, и в районах. Но движение развернулось, и теперь уже местная исполнительная власть и не знает, как можно иначе.
А теперь, признаемся себе, кто они – самые мощные активисты самоуправления? Конечно, пенсионеры. У них есть время. В последнее время к ним стали все настойчивее присоединяться и работающие горожане – хочется же понять, на что идут их деньги. И самоуправление начинает подниматься, как трава после дождя. Ведь для того, чтобы в нем активно и напористо участвовать, нужны два ресурса – время и деньги. Неслучайно во время пандемии так активно заинтересовались мы состоянием благоустройства нашей городской жизни. Дома сидели – появилось время оглянуться вокруг.













Купить электронную копию газеты