№55 (5960) от 23 июля 2021

К 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Екатерины Рябовой выпущен почтовый конверт

На фотографиях, да и в жизни, она всегда улыбалась. А если нужно было сохранять серьезность для официальных снимков, глаза все равно светились на ее округлом лице с задорным носиком. Катюша Рябова была такой – заводилой, готовой смеяться по любому поводу. Но она умела ставить перед собой цели и добиваться их.

А как же иначе, если ты – шестой ребенок в большой крестьянской семье из поселка Гусь Железный, что неподалеку от Касимова. Семья со временем перебралась в Москву, но вот это крестьянское упрямство в достижении цели все равно в ней осталось – иначе не смогли бы младшие Рябовы добиться того, чего добились. Есть среди них партийные и комсомольские работники, преподаватели вузов, инженер, управдом и садовник. А Катя пошла и поступила на самый серьезный и популярный тогда факультет МГУ – мехмат. Любила математику и, что главное, понимала ее, умела применять.
К началу войны она – студентка 3 курса и выпускница пулеметной школы в ОСОАВИАХИМе. Но на войну все равно сразу не взяли. И только в октябре знаменитая Марина Раскова сама приехала на мехмат, чтобы набрать девчат в штурманы. Восемь месяцев учебы в городе Энгельсе и формирование первого в армии женского полка легких ночных бомбардировщиков. Командир – летчица Евдокия Бершанская, строгая, но справедливая. У такой не похохочешь без причины. И сразу на фронт, на обороняющийся всеми силами Кавказ, и сразу – в бой. На маленьких деревянных самолетах У-2, Без специальной аппаратуры ориентировались по картам и звездам. Выяснилось вдруг, что Катя Рябова – отличный штурман. Экипажи Нади Поповой и Кати Рябовой ни разу не заблудились, не вернулись с боезапасом.
Как они летали! Ах, как они летали по самому краешку судьбы – рискуя собой, бомбили, переправляли грузы десантникам, пикировали по самым головам немцев… Сначала с Надей Поповой, потом с Мариной Чечневой за годы войны Катя Рябова совершила 890 боевых вылетов, последний – под Берлином. И хотя летчицы поклялись до конца войны не влюбляться, там, под Берлином, Катя уже знала, за кого выйдет замуж.
У нее был очень красивый фронтовой роман с летчиком, Героем Советского Союза Григорием Сивковым. Они качали крыльями, когда самолет пролетал над аэродромом расположения полка. Гриша в темноте отвечал короткими сигналами фонарика. И как только компетентные органы их «сигнализацию» не засекли. А познакомились в санатории, куда заезженных круглосуточной боевой работой летчиков все-таки к концу войны отпускали дней на 7-10. Писали друг другу письма, обсуждали перспективы совместного житья. Уже в самом конце войны Григория и Катю практически одновременно представили к званию Героя Советского Союза, Григория – во второй раз. Так что, когда они женились, в молодой семье было три Золотых Звезды Героя – на двоих.
В сентябре 1945 года Екатерина Рябова в штатском костюмчике вернулась на мехмат МГУ. Их было трое летчиц на факультете – Антонина Зубкова, Дуся Пасько и Катя Рябова.
В 1948 году Катя успешно закончила свой факультет, через восемь лет после поступления. Годом раньше в семье родилась старшая дочь Наташа, а еще через четыре года – Ирина. Она проявилась на свет как раз тогда, когда ее 30-летняя мама готовилась к защите кандидатской диссертации. И защитила ее. Она преподавала в вузах. Ее любили студенты за то, что учила их понимать математику.
Но война все равно нашла ее. Сначала Екатерину Васильевну мучили головные боли. Потом доктора сказали, что все очень серьезно, это, видимо, последствия контузии, полученной на фронте. Она вспомнила, что однажды при посадке крепко ударилась головой о приборную доску – голова тогда поболела и перестала. А теперь болела, почти не переставая. Екатерины Рябовой не стало в 1974 году. Ей было всего 53 года.
А теперь мы отмечаем ее 100-летний юбилей. Трудно в это поверить, всматриваясь в фотографию девушки с задорными глазами.

Ирина Сизова
Фото Б.Н. Ярославцева


Самое читаемое