№67 (5972) от 3 сентября 2021
Ну вот, все расселись по классам и аудиториям, учебный год начался в обычном формате, от которого многие уже успели отвыкнуть. Пандемия коронавируса заставила учеников черпать знания в режиме онлайн и ложка не всегда оказывалась полной.
Я сама училась заочно и прекрасно понимаю, что значит готовиться к экзамену по учебнику или вспоминать лекции любимого профессора, записанные в тетрадку. Эффект присутствия все-таки работает без сбоев. Учиться через интернет нужно и можно тогда, когда иначе не получается. А если есть возможность пообщаться с педагогом, кто же откажется?
Минувший учебный год и минувшая вступительная кампания в вузы принесли немало сюрпризов. Когда это было такое, что во вполне приличных университетах оставались вакантные бюджетные места? Когда конкурс в учреждения среднего профессионального образования был сравним с вузовским? Что-то поменялось в мотивации выпускников школ и их родителей при выборе профессии, но не все это заметили.
Во-первых, если ты второй, а то и третий год обучаешься на дому перед компьютером, то невольно задаешься вопросом: а дальше что? Кто меня с таким дипломом на работу возьмет, если и до этого не очень брали? Может, лучше получить какую-то более реальную профессию, научиться что-то делать руками? В августе в Уфе состоялось торжественное открытие первого производственно-учебного центра Госкорпорации «Ростех». Здесь будут ежегодно обучать порядка двух тысяч сотрудников, которые освоят сразу несколько смежных профессий в рамках специальности, ориентированной на авиастроение, и получат приоритет при трудоустройстве на заводы Ростеха. И учиться туда поступают среди прочих и молодые люди с высшим образованием, не нашедшие себе применения на рынке труда.
У нас в Рязани в целом ряде колледжей – серьезный конкурс при поступлении – это реальность. Молодежь с амбициями хочет работать и зарабатывать при этом не три копейки. Если бы еще работодатели почувствовали эту тенденцию и не открывали в провинции рабочие места потому, что можно не платить, как в Москве. Люди не так примитивно мыслят, как может кому-то казаться: хорошая жизнь с хорошими доходами лучше, чем жизнь без доходов.
Есть еще одна проблема на рынке труда, о которой мы как-то стесняемся говорить: труд у станка, на конвейере, за заводской проходной почти вышел из моды. Многие предпочитают трудиться в офисе, торговом зале, теперь еще и на удаленке. А работать с 7 до 16, да не опоздать ни на минутку, да совершать весь день одни и те же манипуляции, производя одни и те же детали… Это так примитивно и некреативно. Пусть этим занимаются другие.
Я недавно стояла на остановке в ожидании маршрутки и читала объявления. На одной доске было вывешено двенадцать объявлений, приглашающих на работу: в мебельный и швейный цеха, в муниципальные предприятия города, на большой завод и на маленькое начинающее производство, на комбинат ЖБИ… Понятно, что кто-то обманет с зарплатой, понятно, что работать в цехе – это не то, что за компьютером. Тем не менее выбор рабочих мест появился такой, какого пару лет назад не было. И платить этим работникам все равно придется больше, чем в доковидную эпоху.
Вот и получается, что учиться чему-нибудь и как-нибудь и сегодня можно, но крайне невыгодно.













Купить электронную копию газеты