№61 (6066) от 19 августа 2022
Недавно стало известно (высокие правительственные чиновники заявили об этом), что России понадобится 200 млрд рублей, чтобы к 2030 году достичь лекарственного суверенитета. Сейчас в стране используется только 20% отечественных фармсубстанций.
А вот вам информация к размышлению: россияне задолжали более 804 млрд рублей за жилищно-коммунальные услуги. За первый квартал текущего года показатель вырос на 7,6 %. То есть четверти наших долгов за коммуналку хватило бы, чтобы обеспечить страну своими, а не импортными лекарствами.
Почему мы не платим за ЖКУ? С глубоким прискорбием сообщаем: денег не хватает. Зарплаты во время ковида не индексировались или индексировались чуть-чуть, а пени за долги по платежам за ЖКУ не начислялись. Вот нам их и начислили после пандемии.
Все это, конечно, так. А кому денег хватает? Спросите у какого-нибудь владельца заводов, газет, пароходов, и он вам такую горестную историю безденежья расскажет – зарыдаете вместе с ним. Тем не менее потребительское кредитование в России в июле выросло до уровня докризисного – на 23% за месяц. И берем мы эти кредиты, как видно, не для того, чтобы коммунальные платежи заплатить.
Понятно, что сегодня самое время брать в долг у банков – ставка рефинансирования второй раз подряд снижается. Инфляция вроде бы стремится к нулю, и никому не нужный в России доллар стоит меньше, чем евро в рублях. Но кредиты бывают разные. Случаются и такие, которые не от хорошей жизни берут и под огромные проценты. Это я про микрофинансовые организации – они дают нам деньги легко и вроде бы чужие, а разбухший долг выплачивать потом ох как непросто, да к тому же из собственного кармана. Более 16 миллионов россиян берут в долг у МФО, но в этом году долги наших сограждан перед ними сократились, впервые после коронавирусного кризиса. Понятно, что в августе-сентябре потянутся за неподъемными кредитами в МФО отпускники и родители школьников. Но при этом ситуация в экономике заставляет нас внимательнее относиться к своим доходам и расходам. Пусть не всех, но хотя бы лучших из общей массы потребителей.
Мы, похоже, адаптируемся к этим новым условиям. А кто не смог адаптироваться, тот свалил за рубеж. Там их, правда, тоже не ждали. Хорошо там, где нас нет, – никто этой мудрости не отменял. Можно, конечно, продолжать сетовать на работодателя и государство, которые нам выплаты не повышают. А они как раз и повышают, насколько могут. Им тоже не сладко (читайте выше про владельцев). Государство помогает самым малоимущим, с 1 июля повышен МРОТ до 15279 рублей. Так что меньше этой суммы полная ставка в бюджетной сфере не может быть. А в бюджетной сфере у нас работает примерно треть работоспособного населения, и отнюдь не все они получают МРОТ.
Средняя зарплата в России (выдохните, господа) составляет 56545 рублей. Но по российским регионам она, понятно, разная. Самая высокая, между прочим, на Чукотке. Но других миллиардеров кроме Абрамовича из числа граждан, поживших на Чукотке, я что-то не припомню. Вы хотите знать, какова средняя зарплата в нашем регионе? Не буду облегчать вашу жизнь и называть абсолютные цифры – они вполне доступны в интернете. Скажу только, что в Рязанской, Воронежской, Омской, Курской и Липецкой областях, а также в Краснодарском крае средняя зарплата практически одинаковая. Это я о том, где хорошо и где нас нет.
Ну и в заключение еще одна информация к размышлению: во втором квартале этого года в Россию въехало рекордное количество мигрантов – 3,12 млн человек, на треть больше прошлого года. Мы им не конкуренты на рынке труда, на их места пока не претендуем. Но зарабатывают они уже больше, чем некоторые из нас.













Купить электронную копию газеты