№85 (6090) от 11 ноября 2022
19 октября Геннадию Шлоеву исполнилось бы 75 лет
Выставка в Фотодоме знакомит с творчеством одного из представителей «Золотого века» рязанской фотографии (0+).
В 70–80-х годах Геннадий Шлоев был известным в Рязани спортсменом. Чемпион России в многоборье ГТО, кандидат в мастера спорта по легкой атлетике. Он выигрывал первенства России, выступал в составе команды советских юниоров на международных стартах и занимал места на пьедестале почета. Среди призов был в его копилке особенно памятный – фотоаппарат «Любитель». Мне он рассказывал еще про кинокамеру, но о ней история умалчивает, а вот «Любитель» привел Геннадия в фотокружок при ДК профсоюзов, откуда и начался его путь в фотоискусство.
Съемки стали такой же страстью, как спорт, а потом даже вырвались вперед. Выпускник Смоленского института физкультуры, тренер по легкой атлетике Геннадий Шлоев увлекся наукой о душе, в 35 лет поступил в Московский педагогический институт на факультет психологии. Подозреваю, что не последнюю роль в этом решении сыграла фотография. Те, кто ею занимается по-настоящему, многое открывают в себе и людях. Мир на его снимках становился другим, вбирал в себя новые формы и краски, что дало право коллегам дать особое наименование творческому методу Геннадия Михайловича и закрепить его в анналах истории – «Пространство Шлоева».
А что спорт… Тем более большой, профессиональный. В какой-то момент чемпион становится заложником возложенных на него надежд или переносит этот шаблон на своих воспитанников. Нет, все сложнее в жизни. Развитие требует свободы, независимости от мнений, чьих-то ожиданий и даже чувства долга.
Геннадий Шлоев получал удовольствие от своей профессии психолога. Учил людей избавляться от того, что сковывает их свободный шаг. Работал в Солотчинском детском доме и в городском центре занятости. Его успехи в фотографии проявились сразу, потому что он умел наблюдать. Того же требовал от своих учеников и начинающих коллег в фотоклубе «Ока». Не боялся, что его суждения покажутся кому-то не комплементарными. Знал: критика, основанная на уважении и доброте, никого не способна унизить. Унижает поверхностная, мелкая похвала, основанная на равнодушии.
Мы встречались с ним последний раз за месяц до его смерти. Геннадий Михайлович уже быстро уставал от беседы, ему нужно было принимать сильнодействующие лекарства. Он чувствовал, что уходит, но увлеченно рассказывал о фотографических шалостях, которые совершал с друзьями в юности. Потом нашел в себе силы позвонить в редакцию и сказать, что материал ему понравился. До последнего хотел делать людям приятное.
Спортсмен, чемпион, человек без вредных привычек. А ушел, не дожив до 55 лет. Первая выставка, с которой начинался рязанский Фотодом, получила название «Пространство Шлоева».
Димитрий Соколов
Фотографии Геннадия Шлоева
Андрей Карев, сотрудник Фотодома имени Е.Н. Каширина, член Союза фотохудожников России. Считает, что его путь в фотографию начался со слов критики Геннадия Шлоева:
– Фотодом начинался с выставки Шлоева, которую мы провели в стенах Музея истории молодежного движения, потому что у нас еще не было собственного помещения. Нынешняя его выставка – вторая по счету и посвящена 75-летию нашего коллеги. Для всех, кто занимался фотографией в конце прошлого века, Геннадий Михайлович был культовой фигурой, одним из самых интересных фотографов Рязани. За пять лет мы смогли накопить материал и представить его творчество объемно. Практически целиком показана его серия о детях Солотчинского детского дома, где он работал психологом. Смогли даже пофантазировать – впервые напечатали на бумаге его слайды. В центральном зале выставлены психологические портреты. Но я бы сказал, что это портреты-состояния. Геннадий Шлоев снимал не лицо, а настроение – отсюда и названия работ: «Мимолетность», «Беззащитность». Он был художником пейзажистом. Пешком вместе со своим другом Владимиром Ивановым прошел сотни километров, и даже не связанную с природой серию назвал «Деревья сохраняют тепло».
Мое знакомство с Геннадием Шлоевым состоялось в фотоклубе «Ока». При первом взгляде на его слайды, фотографии, я понял, что передо мной мастер. Я показал ему свои работы. Первые его отзывы меня сильно расстроили, практически выбили из колеи. Только потом я осознал справедливость его суждений, и это сильно помогло мне в профессии.
Сергей Романов, член Союза художников России. Вместе с Геннадием Шлоевым создавал в 1977 году фотоклуб «Ока»:
– Его почерк в фотографии постоянно менялся. И это было связано с неустанными творческими поисками. Перемены происходили в его художественном мышлении. Одно время он увлекся формотворчеством, создавал свои пространства. Из сочетания нескольких негативов получилось нечто, что отсутствовало в реальности. В эпоху черно-белой фотографии он много экспериментировал с только-только зарождавшейся ее цветной ипостасью – слайдами, создавая собственными руками всю необходимую технологическую структуру показа результата. В те годы это впечатляло. После Геннадия Шлоева в Рязани уже никто не занимался слайдами. Но потом увлечение формой прошло. Он понял, что главное – это все-таки человек. В серии, посвященной Солотчинскому детскому дому, его фотографический талант раскрылся во всей полноте.
Нина Перминова, сестра Геннадия Шлоева:
– Мой брат был очень целеустремленным человеком с детства. Уж если он чего-нибудь задумал, то обязательно выполнит. Его не хотели принимать в 35 лет на факультет психологии Московского пединститута, не дали ему на вступительных экзаменах вторую часть тестов. Он это заметил и добился своего в приемной комиссии. Захотел сделать стереоколонки, которые нигде не продавались, – сделал. Захотел заняться строительством – научился и помог другу построить дом, сложил в нем печь. Одним из первых фотографов Рязани освоил фотошоп на компьютере. Гена знал о своей неизлечимой болезни и держался мужественно. Друзья по фотоклубу собирали деньги на его лечение, приходили к нему домой пообщаться, обсудить планы фотоклуба, это его очень поддерживало морально. И я с большой теплотой всегда вспоминаю его друзей. Спасибо им за эту чудесную выставку, за то, что сберегли его работы и сохраняют память о нем.

















Купить электронную копию газеты