На минувшей неделе Союз журналистов России выступил с заявлением. Поводом стало письмо, поступившее в Министерство цифрового развития России от руководства Московской области. В письме предлагается внести изменения в законодательство об организации местного самоуправления, по которым муниципальные сетевые издания становились бы главным источником для публикации муниципальных нормативно-правовых актов, а муниципальные печатные СМИ становились бы второстепенными и необязательными (пока, судя по написанному, для публикации документов, но, похоже, это только пока). Союз журналистов России по просьбе Минцифры изложил в связи с этим в заявлении консолидированную позицию экспертного и профессионального сообщества, выразив глубокую озабоченность формами и методами реформирования печатных СМИ.
Пересказывать суть заявления не буду. Оно – в открытом доступе, желающие и заинтересованные могут с ним ознакомиться. И не исключаю, что первая реакция у людей, не вовлеченных в историю вопроса, может быть импульсивно-категоричной: ну и что? Кому сегодня нужна печатная газета? Все же в век цифровизации живем. Да, конечно, в век цифровизации. Вот только понимаем ее предназначение по-разному: кто – как цель, а кто – как средство.
…На днях приходит мне очередной запрос «на дружбу» в одной из соцсетей. Ну хорошо, давайте дружить. Даю добро. А следом – просьба от новой знакомой: нет ли возможности помочь в поиске журналиста, писателя Владимира Колобова?
Владимира Михайловича Колобова хорошо помню. Был собкором «Советской России» по ряду областей центральной России, в том числе Рязанской. Какое-то время возглавлял региональное отделение Союза писателей. Публицист. Автор нескольких книг очерков, большая часть которых была опубликована на страницах газет и журналов – центральных и региональных. Пишу ей об этом. А в ответ получаю от новой знакомой рассказ о том, почему она ищет родственников Владимира Михайловича и почему хотела бы найти его книгу «Старые стены».
Первый очерк в этой книге называется «В метель». Как положено жанру, рассказывает он о конкретном происшествии, случившемся с автором в одной из командировок, по пути из Ряжска в Рязань, когда попали они с водителем в жуткую метель и пришлось устроиться на ночлег в деревенской избе.
Готовя материалы для музейной экспозиции по истории рязанской прессы, мы в редакции собираем книги, вышедшие из-под пера наших коллег. Среди них есть несколько томиков Владимира Колобова «Старые стены». В них – знакомые названия сел. Словно живые персонажи. Прекрасный язык. Мастерски выписанные образы. Прошли десятилетия. Выросли девчушки, о которых он писал. И теперь одна из них хотела бы приехать на могилу журналиста, писателя, чтобы поклониться и сказать спасибо, коли уж не довелось сделать это раньше, при его жизни…
Я благодарна «цифре» за то, что она помогла нам найти друг друга. Надеюсь, что сможем встретиться с Любовью Борискиной не только виртуально. И книгу обязательно передам ей на память о той метельной ночи и о настоящем Журналисте Владимире Колобове. Но все же – цифра цифрой, а в начале было Слово. И слово это было напечатано. Потому и сохранилось оно и в памяти людской, и на бумаге. Сохранится ли сегодняшний информпоток, которым переполнено цифровое пространство и который часто напоминает словесную пургу? Сомнительно. Да и что хранить? Так, может, не станем спешить прощаться с газетой в ее обычном виде? Все же она – не только место для публикации нормативно-правовых актов. И не столько. И хотя называют ее черновиком истории, но всякий раз она пишется набело. Тем и ценна.













Купить электронную копию газеты