В Музей резьбы по дереву я зашел вместе с туристками из Москвы. Девушки шли по улице Новослободской, уткнувшись в свои мобильники, а когда подняли головы, увидели, что навигатор привел их туда, куда нужно.
На доме номер 20 красуются три вывески, на одной из них написано «Ласково просим». Другая информирует: «Выставка резьбы по дереву. Бесплатно».
Рассказ о выставке мастер начинает с масок. Это дружеские шаржи на знаменитых политиков и актеров. Здесь и Жванецкий, и Гурченко, и Ельцин с Горбачевым, и какие-то хохочущие мужики, и герои сказок, все вперемежку – на стенах нет свободного места, чтобы хоть как-то отделить экспонаты по темам. В объемной резьбе за 40 лет своего увлечения мастер достиг настоящих высот.
Свою выставку Зимин открыл на улице Урицкого еще в 90-х годах прошлого века.
Страна менялась быстрыми темпами, а музей продолжал существовать, несмотря на разные катаклизмы. Дом на Урицкого сгорел в 97-м, теперь на его месте каменный коттедж. Коллекцию работ Зимину удалось спасти. Бывший мэр Павел Маматов подыскал для выставки другое помещение на улице Новослободской. Мастер показывает туристам первую маску, с которой началась коллекция. Теперь в ней около 400 предметов, вырезанных из цельных кусков дерева.
Здесь мастер открыл Школу резьбы по дереву, сюда приходили на практические занятия учащиеся ПТУ-9, где Зимин преподавал 15 лет. Но потом здание их-за ветхости признали опасным для проведения занятий с детьми, и с 2015 года в этой мастерской резьбе обучаются только взрослые.
В прошлом Александр Васильевич – и учитель, и моряк, и летчик. Окончил Спасское педучилище, поработал в Пронском детдоме, оттуда ушел в армию. Специальность радиотелеграфиста подводной лодки получил в Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени Сергея Кирова. Учился на штурмана в Луганском летном училище. Закончил Харьковский авиационный институт, но продолжилась его трудовая биография на Днепропетровском машиностроительном заводе. Вырезал из дерева на досуге, причем не расставался с инструментом нигде, даже в поездах и автобусах. Постепенно увлечение стало делом всей жизни.
В книге отзывов посетителей выставки читаем: «Спасибо, очень интересное место! Получил огромное удовольствие и удовлетворение от того, что есть на свете такие талантливые люди. Ольга, сотрудник Музея Востока, г.Москва».
На создание многих масок Зимина вдохновляла политика. Есть у него работа с длинным названием «Бабурин рвется в Председатели Верховного Совета России. Ах, что же теперь будет?». Композиция пылится в углу. Политический театр давно заполнили новые фигуры. Зимин продолжает следить за политическими новостями, читает газеты и при случае любит обращаться к цитатам политиков. Сейчас Александр Васильевич приводит мне выдержки из материала на тему бюджета, его написал в «Рязанских ведомостях» наш коллега Александр Джафаров. Рад бы мастер не касаться темы финансов, но приходится.
На лечение супруги потребовались деньги. Несколько работ Александр Васильевич вынужден был продать. Аренда муниципального помещения продлена лишь до 2025 года. Не известно, позволят ли условия и дальше оставаться выставке на этом месте. Возраст мастера – давно уже почтенный. «76 лет – время, когда пора задуматься о судьбе того, что сделал. Не хочется, чтобы все эти работы исчезли когда-нибудь бесследно», – говорит Зимин. Сейчас Александр Васильевич ищет возможность реализовать всю коллекцию целиком. «Моя мечта – чтобы она осталась в Рязани, а не разлетелись по городам и весям». Пока есть время, может быть, найдутся люди, которые смогут сохранить наследие мастера для родного города. И тогда пусть они не забудут этот адрес: улица Новослободская, д.20. Высокое крыльцо под вывеской «Ласково просим». Уютная Рязань – в этих маленьких домиках, наполненных чудесами.
Димитрий Соколов
Фото автора






















Купить электронную копию газеты