На вопросы корреспондента газеты отвечает ректор РИРО, кандидат педагогических наук, член рабочей группы федеральной межведомственной комиссии по формированию и внедрению национальной системы учительского роста Андрей Кашаев.
Р.В. – Андрей Анатольевич, за восемь десятилетий своего существования ваше учебное заведение сменило несколько названий, но в центре его деятельности всегда было одно: помочь педагогу, школе лучше учить детей. Давайте остановимся хотя бы на последних трех годах и коротко отметим, какие достижения были за это время.
А.К. – Если говорить о развитии кадрового потенциала сферы образования, то за это время в институте обучено около 30 тысяч человек по 350 дополнительным профессиональным программам. За три года успешно реализовалась система подготовки победителей на российских этапах конкурсов – «Воспитатель года России», «Сердце отдаю детям», «Педагогический дебют», «Педагог–психолог». Мы создали 13 предметных учительских клубов… Это важно, потому что наши клубы, анализируя работу учебных заведений, вырабатывают такие рекомендации для учебно-методических объединений общего образования, которые используются и в городских муниципалитетах, и в сельских районах. На протяжении нескольких лет мы активно представляем их и на федеральных площадках, что улучшает связь между учителем и органами власти.
Конечно, мы не варимся в собственном соку, к нам в область всегда охотно приезжали известные всей стране ученые, педагоги, специалисты методической службы.
Р.В. – Примечателен такой факт из истории института: сразу после войны здесь была введена должность научного сотрудника. Что сейчас можно в этом плане сказать о ваших преподавателях?
А.К. – За последние годы показатель «остепененности» лекторского состава РИРО вырос. Сейчас доля кандидатов и докторов наук составляет 60 процентов, что соответствует требованиям к лекторскому составу академии.
Р.В. – Когда возникает речь о науке, всегда хочется поставить рядом слово «жизнь». Какие реальные, наиболее важные проблемы школы затрагивают научные разработки ученых РИРО?
А.К. – Наши ученые разработали управленческую модель научно-методического сопровождения региональной системы оценки качества общего, среднего профессионального образования, рекомендации по организации образовательного процесса в соответствии с федеральным государственным стандартом в 5-10-х классах… Все это жизненно важно как для всей школы, так и для каждого конкретного учителя. На решение образовательных проблем направлена и наша издательская деятельность. Например, на основе анализа результатов ЕГЭ изданы две части учебного пособия Кирилла Бухенского и Галины Лукьяновой «Математика – реально, просто, эффективно. Готовимся к профильному ЕГЭ». Издание это заслужило высокую оценку не только в нашем регионе.
Р.В. – Качество нашего образования сейчас, похоже, проблема номер один, об этом говорят и в связи с некоторыми результатами ЕГЭ, и по итогам организованной в этом году массовой аттестации учителей, которая проходит вроде бы в закрытом режиме, не ведет к каким-то немедленным последствиям, но уже вызвала острую дискуссию в обществе. Многие считают, что большое количество учителей предстают в ходе аттестации «недоучками» только потому, что вследствие малой зарплаты они перегружают себя работой и им просто некогда расширять диапазон своих знаний. Другие говорят, что слишком сложные задания давали… Каково ваше отношение по всему этому?
А.К.– О том, какие знания показывают дети на экзаменах, мы хорошо знаем, так как сами их организуем и подводим итоги. И, между прочим, по качеству всей этой работы занимаем среди 85 регионов России 5-е место после Мурманской, Тюменской, Ленинградской и Липецкой областей. Увы, далеко не всегда полученные на итоговых экзаменах результаты нас радуют, в чем, конечно же, вина учителей. Но сегодня не только институты, подобные нашему, отвечают за повышение их квалификации. В последние годы деньги даются непосредственно в образовательные организации (школы, центры творчества, детские сады и т.д.), которые имеют право выбирать сами, где их педагоги будут совершенствоваться в своих знаниях. Мы живем теперь в очень конкурентной среде. Но есть действительно конкуренты: например, факультет непрерывного образования РГУ имени С.А. Есенина… А есть расплодившиеся ныне так называемые образовательные центры, а на самом деле конторы типа «Рога и копыта», которые мы считать иначе чем своими врагами и врагами образования не можем.
Р.В. – Почему так, что они такого делают?
А.К.– Иногда вообще ничего. За небольшую плату, иногда в несколько раз ниже, чем у нас, присылают педагогу листок под названием «лицензия» и все. Можно себе представить, насколько «повысилась» его квалификация. Встает вопрос: как же так может быть? Этот вопрос большей частью не к нам, но одна из причин очевидна: есть определенный пробел в законодательстве. Например, обозначен как минимум образовательный курс в 16 часов… Это сопутствующий курс или на все три года?.. Ну и конечно, недопустима позиция директоров тех школ, где экономят на повышении квалификации учителей.
Р.В. – Что же будет дальше?
А.К. – Вся надежда на Единый федеральный оценочный материал (ЕФОМ). Это новая система аттестации учителей, более глубокая и независимая, которая пока в процессе апробации.
Р.В. – Андрей Анатольевич, принят новый федеральный проект «Образование», очень сложный, который состоит из нескольких проектов. Как видятся вам в этом свете дальнейшие перспективы деятельности института?
А.К. – Сейчас наступил тот период времени, когда такие институты, как наш, должны четко определиться со своими планами на будущее и своим местом в федеральном проекте «Образование». Единого подхода здесь нет, каждый регион самостоятельно выбирает дальнейший путь. Каким он может быть для нас? Витает в воздухе (с подачи федерального центра) идея сделать учреждения, подобные нашему, центрами профессионального мастерства…
Р.В. – То есть концентрировать внимание не только на учителях?
А.К. – Такой опыт у нас есть, когда мы довольно продолжительное время занимались повышением квалификации работников культуры, государственных и муниципальных служащих. Однако нам хотелось бы сохранить и использовать накопленный за 80 лет потенциал.
С другой стороны, мы сейчас тесно работаем с региональным правительством, где есть и взгляд на наше учреждение как на базовую площадку крупных региональных проектов, что связано с системой занятости населения Рязанской области, проектами подготовки необходимых кадров. Это тоже заманчиво…
Повторяю, сейчас для нас главное – выбрать вместе с правительством области то направление развития института, которое будет соответствовать времени и станет более масштабным…












Купить электронную копию газеты