Как часто вы слышите фразу «Мне за это не платят!»? Я сталкиваюсь с ней все чаще и чаще. И не перестаю удивляться.

Как много сегодня в стране, да и конкретно в нашем городе, проводится различных тренингов. Особенно на тему умения работать в команде. А ведь команда – это люди, каждый из которых – профессионал. У каждого есть свои чувства и мысли, свои пристрастия, своя вера, свои привычки. Но на работе мы – специалисты. Кто-то печет хлеб, кто-то метет улицы, кто-то продает товары в магазине, а кто-то пишет статьи, как я. Мы приходим на то или иное место работы, чтобы профессионально выполнять свои обязанности, не перекладывать их на «соседа», не ждать «пинка» от руководителя. Честно и своевременно делать дело (простите за тавтологию), от которого зависят другие. Такие же люди в обществе, как мы сами.
Но вот еду я вчера на маршрутке, а водитель две остановки говорит по телефону. Люди набиваются в передней части транспорта, хотят расплатиться при входе… Кто-то даже замечание сделал – ноль эмоций. Зато когда говорливый водитель кладет телефон в карман, он громко начинает ругать пассажиров, толпящихся в передней части маршрутки и не дающих войти другим. И не упускает возможность упрекнуть набившихся в салон тем, что ему за эту работу копейки платят.
Или вот молодые девушки-продавцы в одном из сетевых зоомагазинов, весело щебечущие друг с другом и никак не замечающие моего появления у кассы. После моей громкой просьбы подойти одна из них откликается. Но общается со мной так нехотя и лениво, что я вынуждена задать вопрос:
– Вы не хотите продавать мне товар? Мне уйти в другой магазин?
Лишь после этого надменное выражение лица сменяется на удивленное, а за застенчивой улыбкой следует фраза:
– Ой, вы знаете, столько покупателей весь день, ни разу не присели, только-только народу поуменьшилось… и тут вы…
И опять же добавляет:
– Бегаем тут за сущие копейки…
Или мерчендайзер в супермаркете. Просто ходит между прилавками вечером, когда в магазине самая высокая проходимость, и снимает все ценники с товаров. На вопросы покупателей «Зачем вы это делаете? Как же нам цены узнать?», бесцветным голосом отвечает: «Начальник сказал ценники убрать, я и убираю. Зачем? Не мое дело. Мне за это не платят!» Вот тебе и менеджмент в магазине, вот и привлечение клиентов!
А вот дядя Паша в моем дворе за сущие копейки уже много лет работает дворником. Летом он метет в пять утра. Зимой – в шесть. Когда рано утром выходишь с псами гулять, двор уже чист. И хоть знакомы мы уже два года, каждый раз встречая нашу «тройку», он строго, в рамках своих обязанностей, напоминает:
– На детскую площадку – ни-ни!
И я ему на полном серьезе отчитываюсь:
– Ни в коем разе, вы же знаете, псы у меня добропорядочные, с правилами поведения во дворе знакомы!
А потом оба смеемся и здороваемся. Потому что дядя Паша – первый человек во дворе, который меня встретил во время переезда, показал «где и что», коротко и по делу рассказал о соседях, близлежащих магазинах и местах выгула собак, помог вынести коробки, освободившиеся после переезда.
И ведь не за допплату. А потому что он – дворник, который очень ответственно и профессионально относится к своему труду. Не «забивает» на обязанности, не ленится, не переводит недовольство своей оплатой в хамство.
Мой коллега по работе Димитрий Соколов как-то заметил, что профессионализм зависит от внутренней совести. И никакие начальники или размер оплаты не влияют на то, сделал ты свою работу качественно, удовлетворен ты ею в полной мере или поленился, «подзабил», не дотянул.
Вот продавщица поленилась, оправдывая свое поведение низкой оплатой. Водитель «подзабил». Правда, тут случай серьезнее – он не товары продает, он человеческие души перевозит… Оправдывая себя таким образом, мы теряем профессионализм. А непрофессиональная торговля, непрофессиональные перевозки, непрофессиональная медицина, непрофессиональная журналистика – это страшно.


Самое читаемое