Со своей супругой Валентиной десантник Евгений Ширяев познакомился в Афганистане

Три десятка лет прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул территорию Республики Афганистан. За эти годы выросло поколение людей, знающих о войне в ДРА только по книжкам да кинофильмам. Неохотно делятся воспоминаниями участники боевых действий, но их рассказы – живые свидетельства того, как наши бойцы выполняли свой интернациональный долг.

Хочешь мира – готовься к войне

Мечта Евгения Ширяева стать десантником осуществилась в 1967 году, когда он после окончания Минского Суворовского училища приехал в Рязань и с первого раза поступил в воздушно-десантное училище. В те годы каждый мальчишка мечтал прыгать с парашютом, ведь слава о легендарном командующем ВДВ Василии Маргелове уже разошлась по стране. Войска реформировали. Учили действовать мобильно, мощно и готовили для войны. Боевой приказ не заставил себя долго ждать. В августе 1968 года в Чехословакию был введен 317-й гвардейский парашютно-десантный полк 103-й Витебской воздушно-десантной дивизии. Тогда еще не знал курсант Ширяев, что в составе этого прославленного соединения через десять с небольшим лет ему доведется выполнять свой интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан.
– После окончания Рязанского воз-душно-десантного училища в 1971 году я был направлен для прохождения службы в Литву, – вспоминает Евгений Ширяев. – Во время службы заочно окончил Лениградский военный институт физкультуры и был назначен начальником физической подготовки 300-го гвардейского парашютно-десантного полка, который дислоцировался в Кишиневе. В декабре 1981 года с первой группой ротации был направлен в Афганистан, а через два года снова прибыл в Рязанское воздушно-десантное училище, но уже на должность преподавателя кафедры физической подготовки, где работаю до сих пор. Правда, теперь уже в качестве гражданского преподавателя.
                                                                                                           Комендант Кабула

В Афганистане Евгений Ширяев служил в должности начальника физической подготовки 350-го гвардейского парашютно-десантного полка вместе с комбатом Александром Солуяновым под началом легендарного комдива 103-й дивизии Альберта Слюсаря.
– В первые два года многие в Афганистане гибли только потому, что не знали, как воевать в горах, – говорит Евгений Ширяев. – Опыта не было ни у командиров, ни у солдат. Альберт Евдокимович прибыл в дивизию в 1981 году, и с его приходом потерь стало значительно меньше. Главным для нашего комдива было не только выполнить задачу, но и сохранить жизни людей. Без хорошей физической подготовки бойцам было нелегко.
Пришлось на время забыть довоенные методики обучения. Физподготовка нам нужна была другая. Мы учили бойцов навыкам выживания в условиях горной местности, когда дует, поднимая клубы песчаной пыли, «афганец», нет воды во фляжке, а вес полной боевой выкладки – свыше 50 килограммов.
Особенности службы в Афганистане были таковы, что весь полк в месте постоянной дислокации почти не собирался, люди уходили на боевые задания. С утра до ночи проводить время в спортгородке Евгению Ширяеву не доводилось, и он был назначен комендантом северной зоны Кабула, той самой, что в районе международного аэропорта и городка советских воинов.
– Во время комендантского часа я выставлял посты, раздавал им пароли и периодически проверял бойцов, – рассказывает Евгений Ширяев. – После 22 часов в городе прекращались все передвижения. Если появившийся на улице человек не знал пароля или не останавливался по требованию патруля, его тут же расстреливали, будь он русский или афганец. И такие случаи были довольно часто. В Кабуле можно было появляться только с разрешения коменданта города или вместе с комендантом зоны. Такие же зоны ответственности были и у других дислоцированных в Кабуле 217-го и 357-го полков.

Стихи Есенина читал

Со своей будущей супругой Валентиной Евгений Ширяев познакомился в Афганистане. Молодая представительница Самарского военторга добровольно приехала в Кабул и работала там в магазине. На войне ведь не только люди с оружием. Многое зависит и от тех, кто в тылу. Вовремя доставить продукты со складов до торговых прилавков в Афганистане было непросто. Транспортные колонны «духи» постоянно обстреливали из автоматов и гранатометов.
– Во время обстрела мы тут же падали на пол в БТРе и закрывали голову руками, – вспоминает Валентина Ширяева. – К войне невозможно привыкнуть ни за день, ни за месяц, вообще никогда. Даже спустя годы я не могу спать спокойно. Родные спрашивали, почему я так ночью кричу и беспокойно сплю. Но любимый муж всегда меня успокаивает – он сам прошел через афганское пекло.
По рассказам Валентины, она обратила внимание на Евгения в Афганистане не только потому, что он был статный и физически крепкий. Своей будущей супруге Ширяев читал стихи Есенина, и это необыкновенно сближало девушку с родиной. Нет, не с Рязанью, а с ее Самарой, ведь Есенин воспевал в стихах Святую Русь. Это уж потом супруги перебрались в Рязань, да так и живут здесь уже больше 30 лет.
У Валентины сейчас проблемы со зрением, и супруг ее каждый день возит на процедуры в больницу. А когда нахлынут воспоминания о том, как служили в Афганистане, Евгений листает альбом со снимками и рассказывает Валентине разные истории. Хотят они обо всем забыть, да не получается. Война не отпускает.

Вячеслав Астафьев


Самое читаемое