Науменковы заключили социальный контракт на развитие молочного животноводства

№64 (6268) от 23 августа 2024

Всё это в жизни Ксении и Вячеслава Науменковых и есть счастье

Пока они живут в сараевском селе Можары. Но уже к началу нового учебного года планируют перебраться в сапожковское село Морозовы-Борки на постоянное место жительства. Их семейная история необычная, но счастливая. Расскажу обо всём по порядку.

Открытые, улыбчивые и общительные супруги встретили меня ещё на улице. Проехали мы к ним не сразу. Но в итоге всё же нашлись.

Как Смоленская и Рязанская области породнились

Глава семейства Вячеслав родом из-под Смоленска. Ксения – из соседнего с Можарами села Сысои. А свела их… работа.

Отслужив в армии, Вячеслав работал в магазине, жил на «съёмке», помогал своим – маме и младшим брату с сестрой. Свободная жизнь, отдых с друзьями, дискотеки, временные отношения с женщинами – всё его устраивало. Пока однажды он не опоздал на свой автобус. Пришел на автовокзал – а автобус уже ушёл. Пока ждал и думал, как домой добираться, встретил своего школьного учителя. Разговорились. Преподаватель тот работу в школе оставил, устроился охранником на сельхозпредприятие в Можарах. Его к тому времени выкупил Свято-Данилов монастырь. Вахтовую работу в охране этого предприятия (две недели работа – две недели отдых) учитель и предложил Вячеславу: «Хочешь попробовать?» Тот не стал отказываться: особо его ничего в Смоленске не держало. В декабре 2009 года Вячеслав отправился на первую вахту в Рязанскую область. И здесь круто изменилась его судьба.

К этому времени Ксения, прожив пять лет в браке, развелась. Воспитывала двоих сыновей-погодков, Романа и Григория. Работала на заправке в сельхопредприятии в Можарах. По образованию бухгалтер, Ксения легко управлялась с числами, да и с людьми ладить умела. Но о переменах в личной жизни и не помышляла.

– Какое-то время мы просто здоровались и общались как малознакомые люди, – вспоминает Вячеслав. – Пока однажды мастер смены не подошел к нам с просьбой. В можарском детском саду что-то с отоплением случилось. И детей нельзя было приводить. Вот Ксения к нему и обратилась: не может ли кто из охранников после смены побыть дома с её ребятишками, пока она на работе? Смену отработал как раз я! – подытожил он с улыбкой.

Мультики с мальчишками посмотрели, в войнушку поиграли, и пошёл Вячеслав к себе. Только после этого стали они с Ксенией общаться чаще, и в гости дядя Слава стал к ним заходить.

– А потом мне сыновья и выдали: «Мама, а давай дядя Слава будет с нами жить, он очень хороший», – включается в воспоминания Ксения, улыбаясь.

– Так и получилось: не я её с двумя детьми взял, а меня приняли в готовую семью! – добавляет Вячеслав.

– Дети мои сами его выбрали в папы, – продолжает разговор Ксения. – В мае 2011 года мы расписались.

Плюс шесть

Может показаться удивительным, но ни Вячеслав, ни Ксения о большой семье не мечтали. Рома и Гриша «усатого няня» приняли с радостью, как и он их. А Ксения, с рождения имевшая проблемы с сердцем, о детях больше не думала.

Сегодня Науменковы – многодетная семья. У них семь сыновей и дочка. «Как в сказке «Белоснежка и семь гномов», – шутливо замечает мама. А Варенька, которой в ноябре будет три года, несёт мне в подарок цветущую герань из горшка: «Тётя, на!» Я забираю подарок и смотрю на реакцию родителей. Они улыбаются: «Берите-берите. Мы привыкли к Вариным поступкам: значит, вы ей понравились!»

– Для меня дети – смысл жизни, – призналась Ксения. – Когда мы поженились, у меня были серьёзные проблемы со здоровьем. Мы с мужем посоветовались и взяли из дома ребёнка под опеку мальчика. Ему на тот момент было три месяца…

Так в семье появился Ярослав. Сейчас ему 13 лет. После того как случилось прибавление семейства, Ксения поняла, что ждёт ребёнка. Арсению 12 лет. В семье ещё подрастают Коля (10 лет), Серёжа (8 лет) и пятилетний Илья.

Такая большая семья – родительское счастье. Я вижу его в глазах и Ксении, и Вячеслава. Но спросила о другом: «Как дочке имя выбирали? Она ведь у вас единственная?»

С ответом Ксения мужа опередила: «Он в храме молился святой Варваре, чтобы у нас дочка родилась!» Вячеслав подкорректировал жену: «Я не прямо просил, а говорил: «Святая Варвара, если у нас дочка родится, Твоим именем назову!»

Детский вопрос

Пауза в общении с родителями возникла сама собой. Детям срочно понадобилось решить разные вопросы с мамой-папой, и я воспользовалась моментом, чтобы с ними немного пообщаться.

Старший Роман (ему 19 лет) сразу позвал меня в свою комнату, где он живёт с Гришей. Тому 18, и дома его я не застала. Григорий подрабатывает в хозяйстве в Морозовых-Борках и был, когда приехала, на работе.

Роман перешел на 4 курс сапожковского колледжа, он учится на механизатора. На вопрос о выборе будущего Роман ответил сдержанно: «Посмотрим!» Потом, правда, добавил: планов пока особых нет, по хозяйству с отцом хватает дел. Это и не удивительно. Ведь старший сын – главный помощник родителей. Помогает выводить коров и телёнка, работает с отцом в доме, куда Науменковы совсем скоро переберутся жить. На последнем курсе учёбы будет время определиться с дальнейшими перспективами. Но уже сейчас Роман уверен: жить в большом городе он не хочет. «Квартира – как клетка. Зачем в ней жить? Лучше всего жить в поселке, таком, как Сараи».

Я спросила Романа, о чём он мечтает. И ответ меня, признаюсь, обрадовал: «Создать семью. Считаю, что в жизни каждого человека самое главное – здоровье и любовь. А материальное, деньги, потом».

На вопрос, чем семья держится, Роман ответил сразу: «Трудолюбие должно быть, ответственность и дисциплина. И на первом месте – любовь между родителями».

Ярослав в свои 13 лет мечтает о профессии десантника. Раньше мечтал стать пожарным или полицейским. Когда я спросила Ярослава, какую семью и дом он хочет, он заметил в ответ: «Кто же не хочет большую семью и дом?» После этих слов задумалась уже я.

Двенадцатилетний Арсений о выборе профессии говорил рассудительно. «Буду или поваром, уже готовлю еду, когда мама уезжает, или бухгалтером, как мама, или продавцом: у меня с математикой хорошо. Или на селе, в хозяйстве работать буду, как Гриша». До конца Арсений так и не определился.

Младшие Коля, Сережа и Илья алтарничают в храме, что в Морозовых Борках, помогают батюшке. В храме быть им нравится. «Главное – один день, воскресенье, посвящать Богу, – заметил Серёжа. – У меня более-менее это получается». А я вспомнила, что мальчику 8 лет.

Дорога к храму

К вере осознанной Ксения и Вячеслав пришли, когда болел Ярослав. С отцом Сергием, настоятелем храма в селе Морозовы Борки, Вячеслав был знаком. К нему Науменковы и отправились, чтобы причастить Ярослава. С батюшкой они подружились. Отец Сергий их венчал. Он очень много сделал для духовного окормления их семьи.

«Бог устраивает всё лучше, чем мы», – убеждены супруги. Но веру никому не навязывают. И детей поститься не заставляют. У каждого свой путь, знают они. И на своём опыте прежде всего. А Божьему промыслу доверяют полностью и стараются жить по-христиански. Ксения и Вячеслав во многом разные, но объединяет их семья – их крепость.

Социальный контракт в помощь

Супруги сейчас отделывают дом в Морозовых-Борках. Расходов много, помогают неравнодушные люди. Электриков нанимали, остальное делают папа со старшими сыновьями. Недавно семья заключила социальный контракт. 350 тысяч рублей они получили от государства безвозмездно на развитие молочного животноводства по индивидуальному бизнес-плану. Теперь в течение двух лет они будут отчитываться о его реализации. Науменковы купили двух коров, сыроварню, сепаратор и сопутствующее оборудование, поросят, куриц. И развивают свое хозяйство. Заказы на сыр у Ксении на конец сентября уже расписаны. С продажей молока тоже трудностей нет. Так что перспективы неплохие. И в семье, и в хозяйстве.

Людмила Трухина
Фото из семейного архива Науменковых


Самое читаемое