Счастье есть! На берегу северного моря цвета бирюзы

Какое окрыляющее слово – однажды! Один-единственный зов из будущего, меняющий судьбу. Сергей Белоконь приехал учиться в Рязанский радиоинститут из Мурманской области. Однажды в комнату, где он сидел и учил математику, через открытую форточку ворвался ветер морских просторов. Неизвестно, как долетел этот запах соленых брызг с Баренцева моря до Рязани, но нескольких секунд хватило. За окном шелестели пыльной листвой тополя, а Сергей уже различал мерный шум набегающих волн. Он уехал обратно к себе, в Оленегорск. И занялся там озерной рыбалкой. За копченой рыбой к нему выстраивались очереди на рынке – так он с другом научился ее готовить!
Но полностью себя счастливым Сергей не считал. У него была душа морского рыбака. И в этой мечте еще присутствовала собака. Он представлял, как управляет лодкой, а собака рядом бесстрашно смотрит вдаль. Спустя какое-то время Сергей стал замечать, что контуры его фантазий все отчетливее проступают на полотне обыденности. Знакомый привез его на остров Кильдин, где у него была рыболовецкая база, и Сергей изведал все прелести охоты за морской рыбой. К тому времени у него уже были собаки. Правда, ни одна из них не любила рыбалку и терпеть не могла лодку и море. Сергей плавал один и в одиночестве бродил по тундре. Однажды он увидел следы медведя около домика на острове и бросился сообщить об этом другу. Тот отмахнулся, а зря: вскоре медведь к ним пришел, – огромный, пахучий, с неясными намерениями. Оказывается, он переплыл на остров с материка, три километра для любопытного косолапого не крюк. Сергей снова почувствовал, как остро ему не хватает собаки.
Он все-таки нашел своего пса – верного, любящего рыбалку и резиновую лодку, прекрасно переносящего морскую качку. Не пес, а Боцман. Такую кличку он и дал своему питомцу. Медведь с острова уплыл, а Сергей с Боцманом поселились на рыболовецкой базе, недалеко от полуострова Рыбачий, где узкий морской залив вдается в материк. Скандинавы (а земля викингов совсем рядом) называют такие образования фьордами, а по-русски это просто «губа».
Вот он – светлый миг исполнения желаний! Сергей Белоконь вместе с туристами выходит в Баренцево море, и пес Боцман с борта корабля бесстрашно смотрит вдаль. Снимок сделал наш рязанский фотограф-путешественник Николай Середа. Почти каждый год он вместе с семьей ездит к своему другу на рыбалку. Пейзажи там настолько очаровательные, что дети прыгают и верещат: «Не желаем лететь в Турцию, не хотим Египта! Отвези нас снова на поезде, а потом в машине на побережье Баренцева моря к дяде Сереже. Будем ловить с лодки треску, а с берега сайду, смотреть, как плавают вокруг лодки белые киты и дельфины, как высовывают свои усатые мордочки из морской волны моржи и как остывает золотой закат на стенах далекого маяка».
И еще можно, раскинув руки, упасть лицом вниз на мягкую подстилку тундры. Набрать десять корзин подосиновиков за один поход, а если нравится ягода морошка, то и ее тоже.
Баренцево море холодное, но там, где расположена Ура-Губа и рыбацкая база, оно бирюзового цвета. Клев там стоит такой, что рыбаки теряют рассудок, поэтому даже в больших компаниях отдыхать хорошо. Рыбаки ловят, грибники собирают, романтики предаются мечтам. Каждый занят делом по душе. А пес Боцман несет службу. Он научился есть свежую рыбу, пить соленую воду, определять по звуку мотора лодку хозяина. Охраняет, как может, его мечту.

Димитрий Соколов
Фото Николая Середы


Самое читаемое