Счастье есть! На берегу северного моря цвета бирюзы
Какое окрыляющее слово – однажды! Один-единственный зов из будущего, меняющий судьбу. Сергей Белоконь приехал учиться в Рязанский радиоинститут из Мурманской области. Однажды в комнату, где он сидел и учил математику, через открытую форточку ворвался ветер морских просторов. Неизвестно, как долетел этот запах соленых брызг с Баренцева моря до Рязани, но нескольких секунд хватило. За окном шелестели пыльной листвой тополя, а Сергей уже различал мерный шум набегающих волн. Он уехал обратно к себе, в Оленегорск. И занялся там озерной рыбалкой. За копченой рыбой к нему выстраивались очереди на рынке – так он с другом научился ее готовить!
Но полностью себя счастливым Сергей не считал. У него была душа морского рыбака. И в этой мечте еще присутствовала собака. Он представлял, как управляет лодкой, а собака рядом бесстрашно смотрит вдаль. Спустя какое-то время Сергей стал замечать, что контуры его фантазий все отчетливее проступают на полотне обыденности. Знакомый привез его на остров Кильдин, где у него была рыболовецкая база, и Сергей изведал все прелести охоты за морской рыбой. К тому времени у него уже были собаки. Правда, ни одна из них не любила рыбалку и терпеть не могла лодку и море. Сергей плавал один и в одиночестве бродил по тундре. Однажды он увидел следы медведя около домика на острове и бросился сообщить об этом другу. Тот отмахнулся, а зря: вскоре медведь к ним пришел, – огромный, пахучий, с неясными намерениями. Оказывается, он переплыл на остров с материка, три километра для любопытного косолапого не крюк. Сергей снова почувствовал, как остро ему не хватает собаки.
Он все-таки нашел своего пса – верного, любящего рыбалку и резиновую лодку, прекрасно переносящего морскую качку. Не пес, а Боцман. Такую кличку он и дал своему питомцу. Медведь с острова уплыл, а Сергей с Боцманом поселились на рыболовецкой базе, недалеко от полуострова Рыбачий, где узкий морской залив вдается в материк. Скандинавы (а земля викингов совсем рядом) называют такие образования фьордами, а по-русски это просто «губа».
Вот он – светлый миг исполнения желаний! Сергей Белоконь вместе с туристами выходит в Баренцево море, и пес Боцман с борта корабля бесстрашно смотрит вдаль. Снимок сделал наш рязанский фотограф-путешественник Николай Середа. Почти каждый год он вместе с семьей ездит к своему другу на рыбалку. Пейзажи там настолько очаровательные, что дети прыгают и верещат: «Не желаем лететь в Турцию, не хотим Египта! Отвези нас снова на поезде, а потом в машине на побережье Баренцева моря к дяде Сереже. Будем ловить с лодки треску, а с берега сайду, смотреть, как плавают вокруг лодки белые киты и дельфины, как высовывают свои усатые мордочки из морской волны моржи и как остывает золотой закат на стенах далекого маяка».
И еще можно, раскинув руки, упасть лицом вниз на мягкую подстилку тундры. Набрать десять корзин подосиновиков за один поход, а если нравится ягода морошка, то и ее тоже.
Баренцево море холодное, но там, где расположена Ура-Губа и рыбацкая база, оно бирюзового цвета. Клев там стоит такой, что рыбаки теряют рассудок, поэтому даже в больших компаниях отдыхать хорошо. Рыбаки ловят, грибники собирают, романтики предаются мечтам. Каждый занят делом по душе. А пес Боцман несет службу. Он научился есть свежую рыбу, пить соленую воду, определять по звуку мотора лодку хозяина. Охраняет, как может, его мечту.
Димитрий Соколов
Фото Николая Середы



















Купить электронную копию газеты