№83 (6387) от 07 ноября 2025
Новый мюзикл Рязанского музыкального театра рассказывает историю, которая могла случиться в жизни знаменитого поэта
Премьерные показы уже состоялись, но если вы заглянете на сайт театра, то увидите, что билетов на этот спектакль нет уже даже на конец ноября. Это вполне ожидаемо, ведь Сергей Есенин для нас – «наше всё». Каждый рязанец, с детского сада начиная, слышал, читал или даже знает наизусть его стихотворения и поэмы – в разном объёме, но при этом обязательно имеет своё представление о знаменитом земляке. В таких обстоятельствах рассказывать совершенно новую историю о поэте – задача сверхтрудная. Если не сказать, что совершенно невыполнимая. Но команда Рязанского музыкального театра рискнула сделать это и не ошиблась. Перед премьерой журналисты региональных СМИ узнали, как шла работа над новым спектаклем.
Автор музыки и либретто заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», академик национальной премии «Музыкальное сердце театра» Александр Пантыкин признался: главной задачей было создать такой спектакль о Сергее Есенине, который можно спокойно показывать прежде всего детям и подросткам. Светлый образ поэта и достойного человека, нашего земляка для композитора и драматурга стал одним из самых значимых в его творчестве. «Эта работа заставила меня подрасти во всех смыслах этого слова, подтянуться к новому уровню. Сергей Есенин – выдающийся поэт, и нужно было просто соответствовать, чтобы написать музыку про него, – поделился Александр Пантыкин. – В этом человеке главной была любовь – к женщинам, к поэзии, к родному селу и своим односельчанам».
«В первую очередь нам вместе с работниками музея-заповедника Сергея Есенина важно было найти неизбитую историю, – сказала режиссер-постановщик Анастасия Русанова. – Она про его родных и близких людей, которых он по-настоящему любил. Важно было показать, как эта история помогла поэту преобразиться. Для меня впервые прямо в процессе работы рождалась музыка, и мы вместе с композитором обсуждали находки, развитие идей, всё шло с нуля. Это было, пожалуй, самым сложным. Нужно было создать полотно – получилось ёмко, объёмно, а какое оно – увидит зритель».
Исполнительница роли Фаины Дымовны Пышной солистка Ирина Маненкова отметила: работа над спектаклем была очень интересной, важно было погрузиться в атмосферу спектакля, где личность поэта – многогранная. «Я очень рада за тех зрителей, которые придут на спектакль, ведь у них есть возможность узнать Есенина с новой, совсем другой стороны. Этого поэта можно открывать бесконечно», – сохранила интригу актриса.
Абсолютно согласна с актрисой и по-хорошему завидую тем, кто только собирается идти на эту премьеру. К слову: в афише она обозначена как «мировая», и в этом эпитете нет никакого преувеличения. Истории, которая лежит в основе развития действия спектакля, нет ни в одном творческом источнике есениноведения. Идею сюжета помогли отыскать научные сотрудники музея-заповедника С.А. Есенина. Случай, когда константиновцы ограбили баржу с зерном, действительно имел место. Этот факт документально подтвержден. На этом, по большому счёту, зритель вполне может остановиться в оценках исторической обоснованности происходящего на сцене с героем мюзикла поэтом Сергеем Есениным. Написавший музыку и либретто Александр Пантыкин воспользовался правом автора на художественный вымысел в создании характеров героев и событий их жизни. Для вдумчивого зрителя ключом к расшифровке замысла постановки о поэте станет ее название: ЛЕГЕНДА…
Гораздо важнее, каким предстает в поступках и внутренних монологах главный герой. В исполнении артиста Сергея Головкина Сергей Есенин несет свет и любовь. Златокудрый поэт лишен при этом пасторальности, идиллии пастушка, хотя его однокашник по Спас-Клепиковской школе Михаил Калабухов (артист Антон Байбаков) и называет его «пастушком». Есенин может показаться смешным в своей запальчивости, когда стремится доказать всему миру свое право заниматься поэзией и быть поэтом. И строки его, которые так едко высмеивает всесильный литературный редактор Фаина Дымовна Пышная, обращают зрителя к ранней лирике. В спектакле по-новому звучит стихотворение «Береза», так, что ни за что не назовешь его детским, – настолько завораживает выписанный автором образ.
В мюзикле много есенинских строк. Нечасто это широко известные стихи. Чаще – мало тиражируемые, но не менее ценные. Особенно здорово, что в спектакле стихи Есенина исполняются на новую музыку, и оттого звучание их свежее, обновленное. Иногда, как в теме отношения поэта к женщине, отдельная известная строка звучит как лейтмотив: «Глупое сердце, не бейся…» И вызывает в памяти следующее: «все мы обмануты счастьем…» Тема отношений Есенина к женщине раскрыта в мюзикле максимально деликатно с тем, чтобы сохранить высокий смысл настоящей любви между мужчиной и женщиной. В главном герое много любви и нежности к той своей избраннице, которую он любит. Каждая из них сознает его талант и особое предназначение – быть поэтом.
Отношения с Николаем Клюевым (артист Иван Кудрявцев) раскрывают в Есенине его способность развиваться и расти как поэт. Всё крепче звучит его поэтическое слово, и сам Есенин сознает свою силу поэта.
Вот почему, став знаменитым, он бесстрашно заступается за своих земляков, сам идет в Рязгубчека и осмеливается спорить с самим начальником Потёмкиным (артист Анатолий Букин). Для Есенина люди всегда важнее самых правильных идей. Неслучайно в юности в революционном кружке его больше притягивает к себе Анна Изряднова, чем призывы бороться за мировую справедливость. Чрезвычайно важно, что в спектакле сложная тема восприятия Есениным революции раскрывается через его неприятие насилия и несправедливости. А злодей Потёмкин – сначала сотрудник охранки, а позже завотделом Губисполкома и главный чекист: слежка и карательные методы перекочевали из старой жизни в новый общественный строй, заняли в нем фундаментальное место. Один и тот же музыкальный мотив (знаменитое «Эх, яблочко…») со слегка измененными под конъюнктуру словами как нельзя лучше выражает эту идею. За освобождение односельчан главный герой мюзикла Сергей Есенин расплатился угодной власти поэмой «Инония» – судьбы земляков дороже поэту всяких слов.
В фойе театра зритель увидит специально подготовленную к премьере мюзикла выставку «Ой ты, Русь моя, милая родина!» В экспозиции размещены живописные виды села Константиново. Особое внимание привлекут ретрофотографии. Снимки 1911, 1926, 1946 годов предоставлены музеем-заповедником С.А. Есенина.
16+
Людмила Трухина
Фото предоставлены Рязанским музыкальным театром















Купить электронную копию газеты