№86 (6390) от 19 ноября 2025

Усиливающиеся санкции, направленные против нашей экономики, можно назвать полноценным «стресс-тестом», который рассчитан не только на проверку ее прочности, но и на то, чтобы выявить скрытые недоработки развития, которые были как-то упущены в так называемые «сытые нулевые». Тогда на фоне резкого подъема цен на экспортируемые углеводороды произошло структурное изменение образа жизни страны. Стало бурно развиваться строительство в городах, ускорился переток населения из сельской местности в агломерации, а самое главное, начал меняться образ жизни, который стал более техногенным и, как это ни парадоксально для XXI века, гораздо более однообразным.

На днях, прогуливаясь по лугам в местности, где частично прошло мое детство, поймал себя на мысли о том, что они совершено пустые уже много лет, хотя четверть века назад всё было иначе. Я застал время, когда к концу знойного летнего дня многие собирались посмотреть на «вечерний ход коров» из лугов в поселок через реку по узкому бетонному мостику. Зрелище было впечатляющее. Больше двухсот буренок чинно шествовали на фоне заката, разбредаясь по родным частным хлевам. А на огородах местных жителей выращивалось столько овощей, что не нужно было никакого магазина: всё продавалось на местном небольшом рынке, а излишки картофеля вообще оптовым образом поставлялось в систему кооперации.

Сейчас мы попали в эпоху «глобального города». Как это ни странно прозвучит, но теперь 100% населения страны урбанизированы. Об этом ярко говорит не только тот факт, что в городах официально проживает три четверти россиян, но и возрастной состав оставшейся четверти, которые пока числятся сельскими жителями. Молодежи там крайне мало. И самое главное – даже небольшие и глухие деревни критически зависят от магазинной торговли – приедет к ним автолавка или нет. Поселки побольше старательно имитируют образ жизни городских окраин. Практически нигде теперь уже не держат скот, да и с садоводством и огородничеством дела обстоят жиденько. Ставка сделана на централизованное снабжение, а что такое натуральное хозяйство, знают только те школьники, которые внимательно прочитали соответствующий параграф в учебнике истории.

Но реальность диктует новые вызовы, в частности, необходимость пересмотреть концепцию общественного самообеспечения продуктами питания. Экономические сложности, какими бы они ни были временными, требуют реагирования. Торговые сети уже сделали первый шаг. Это шринк­фляция, когда в упаковке становится меньше товара, но за прежнюю цену, или скимпфляция, когда вес и объем товара не изменяются, зато качественные компоненты заменяются более дешевыми.

На этом фоне нужно констатировать, что ситуация, когда «все яйца кладут в одну корзину», наконец, раскрыла себя со своей типичной негативной стороны. Жить только продукцией магазинов и централизованного снабжения нельзя. Нужно вспоминать опыт предков, тем более многие из свидетелей другой жизни до сих пор здравствуют и могут проконсультировать.

Необходимо возродить практику раздачи земельных участ­ков вокруг городов в пользование населению. Такое уже практиковалось ранее и вошло в историю как «персональные 6 соток». Но этого мало, а земли с тех пор из-за урбанизации освободилось много. Новые стандартные участки могут быть и побольше. Поголовно приучать население к работе на земле не нужно. Достаточно только, чтобы наиболее склонная к этому часть граждан получила возможность производить натуральный продукт в том объеме, как это было раньше, чтобы всем торговым сетям возникла достойная альтернатива. Желательно просто оживить жизнь в пригородной сельской зоне, поддержать развитие частного земледелия и скотоводства в небольших объемах, но уже одно это поможет резко улучшить положение с продовольственной безопасностью и сделать так, чтобы пустующие огороды, сады, луга и даже целые деревни вновь наполнились жизнью. А там и до массового переезда людей из города на село будет недалеко. И снова поедут не все. Но те немногочисленные семьи, которые это сделают, станут основой социального разнообразия и инвариантности экономики, а также образа жизни, что только усилит потенциал страны.


Самое читаемое