№87 (6391) от 21 ноября 2025
Почему профессиональное выгорание превращается в бич нашего времени
Год подходит к концу, и усталость дает о себе знать. Чувствуя в себе какое-то опустошение, взял остатки отпуска и махнул в Санкт-Петербург. Всплыло вдруг в памяти гоголевское: «Ходил инкогнито по Невскому проспекту». Ноги сами понесли меня в книжный. И надо же, какая удача – в «Буквоеде» на Невском началась творческая встреча с автором книги «Спасение выгорающих. От истощения к ресурсу» Оксаной Козыревой. Давно я хотел обсудить эту тему с авторитетным психологом, и вот представился случай.
Когда сил больше нет
«Мне часто задают один и тот же вопрос: выгорание – это настоящая проблема или просто модное слово? Мол, поколение зумеров не хочет работать, вот и придумало себе оправдание: все выгорели и улетели на Бали. Каждый раз я объясняю: это не только реальное состояние, но и медицинский диагноз, который требует внимания, – говорит психолог, телеведущая, автор канала «Пора к психологу» Оксана Козырева. – Когда я работала над книгой, мне очень хотелось донести простую мысль: выгорание не ограничивается офисными стенами. Оно легко может настигнуть молодую маму, поглощенную заботой о ребенке, или человека, который много лет находится в сложных отношениях с коллегами. В личной жизни мы проходим те же самые циклы истощения, что и на работе. И если на это не обращать внимания, последствия могут быть самыми печальными».
Не просто усталость
Оксана поведала, что многие психологи не очень любят работать с проблемой выгорания. Чувства, которые испытывает человек в этом состоянии, – тяжелые и депрессивные. Это еще не клиническая депрессия, но это и не тот случай, когда можно просто расслабиться и набраться сил для новых свершений.
Это, как правило, очень глубокое истощение. Ресурса настолько мало, что первое, что нужно сделать, – просто принять свое состояние. Можно предлагать человеку сколь угодно много советов и решений, но ничто не поможет, пока он не почувствует, что его понимают. Ему жизненно необходимо, чтобы кто-то еще увидел и осознал весь масштаб его личной проблемы.
Иногда человеку важно просто услышать: «Да, я вижу, как ты устал». Парадокс в том, что сил что-либо менять у него нет, а выход из выгорания как раз требует перемен.
Как же отличить выгорание от простой усталости? Человеку свойственно время от времени уставать, грустить, чувствовать апатию. Ненормально, когда это состояние затягивается надолго, а привычные способы восстановления – встречи с друзьями, хобби, отпуск – перестают помогать.
Если ничего не радует, ничего не помогает в течение длительного времени – это прямой сигнал обратиться к специалисту, чтобы понять свой дальнейший маршрут и, возможно, впервые по-настоящему честно взглянуть на свою жизнь.
Смена деятельности – не панацея
«Бытует мнение, что лучший способ справиться с выгоранием – сменить род деятельности. Скажу так: это не просто не панацея, это опасное заблуждение. Если человек выгорел, решение «бросить офис и стать вольным художником» может стать роковой ошибкой. Он просто не имеет внутренних ресурсов, чтобы совершить такой прыжок, и рискует загнать себя в еще более глубокую депрессию», – считает Оксана Козырева.
Для человека, достигшего пика внутреннего надрыва, важно не переключение, а полная остановка. Ему необходимо какое-то время вообще ничего не менять, не предпринимать, оградить себя от лишних стимулов и дать себе возможность просто быть.
Отпуск при выгорании – тоже не спасительная таблетка, а лишь временная отсрочка. Ведь человек вернется в ту же среду. «Я склоняюсь к гипотезе, что выгорание – это история не про то, что «слишком много работы», а про то, что мы помещаем себя в определенный токсичный сценарий жизни и отношений. Где-то в его основе есть поломка. И если после отпуска вернуться в те же реалии, повторное выгорание неизбежно», – делает вывод моя собеседница.
Кто в группе риска?
Сейчас в популярной психологии царит культ успеха и достигаторства. Не кроется ли здесь главная опасность? Ведь именно эти «успешные» люди и становятся первыми жертвами выгорания.
Психологический портрет такого человека – «отличник». Тот, кто привык брать на себя неподъемную ответственность, жить чужими ожиданиями и гнаться за результатами, которыми можно похвастаться и предъявить обществу. Такой человек находится в группе риска по двум причинам: во-первых, для него такой ритм – норма, а во-вторых, он просто не знает, как о себе позаботиться, и привык игнорировать усталость.
У «достигаторов» часто происходит подмена понятий в отдыхе. Человек думает, что отдыхает, когда, например, идет на учебные курсы или сажает цветы на даче. Он может получать от этого удовольствие, но для нервной системы это такая же работа. Умение расслабиться и ничего не делать – самый слаборазвитый навык у трудоголика.
Почему просмотр социальных сетей – не отдых
«Признаюсь, я и сама иногда с удовольствием «залипаю» в соцсетях, – поделилась Оксана. – Но потом часто ловлю себя на мысли, что потратила время впустую и не чувствую ни капли восстановления.
Опасность в том, что, прокручивая ленту, мы никогда не знаем, с каким явным или скрытым раздражителем психики столкнемся. Обычный, на первый взгляд, пост может оказаться настоящей эмоциональный бомбой. Мы невольно погружаемся в чужие не переработанные тяжелые эмоции и можем не заметить, как чужая подавленность и раздражительность становятся частью нашего собственного состояния.
А потом мы ищем причину своей тревоги, не понимая, что она может быть следствием того, что мы не смогли отфильтровать чужой эмоциональный выплеск. Человек, разместивший пост, мог просто «эвакуировать» свою боль в ленту, не справляясь с ее масштабом. Мы же по неосторожности открываем этот ящик Пандоры и рискуем подхватить «эмоциональный вирус».
Распознать такой контент можно по тому, насколько сильно он вас захватывает. Если прочитанное повергает вас в ужас или давит тяжестью – скорее всего, это «контрперенос», и вы чувствуете то, чем переполнен автор. Ваши эмоциональные ресурсы нужны вам для вашей собственной жизни, поэтому здесь так важно относиться к себе бережно.
Мой рецепт прост: как только в ленте вам попадается нечто, вызывающее немотивированную тревогу, ужас или тоску, – смело пролистывайте. Проведите для себя черту: «Это история про другого человека». Лента тем и опасна, что в ней много не переработанных, «сырых» эмоций».
Три шага, чтобы справиться с выгоранием
Можно ли остаться в профессии и преодолеть выгорание? Часто нам кажется, что в нашей ситуации ничего нельзя изменить. Мы привыкаем к рутине, нам кажется, что все предопределено сверху. Но иногда можно просто пойти на переговоры с начальством и изменить график работы. Или решить затяжной конфликт с коллегой, который и был источником нервного истощения.
Первый шаг – остановиться, советует автор книги: «Не бросаться в омут с головой, не писать в порыве заявление об увольнении. Это лишь добавит стресса. Важно сознательно замедлиться, убрать лишнюю суету и тревогу. Создать пространство, чтобы спокойно проанализировать: что именно в моей жизни и работе меня не устраивает? Не нужно бросаться заводить хобби – дайте себе время подумать, поговорить со специалистом, друзьями, посмотреть на ситуацию с разных сторон. Этот медленный, нелюбимый многими этап – ключевой. Я люблю сравнивать его с вождением: на повороте всегда нужно сбрасывать скорость».
Второй шаг – понять причину. Результатом анализа должно стать понимание, почему вы оказались в этой точке. Возможно, вы утратили смысл в том, чем занимаетесь? Или ваша профессия сильно изменилась за последние годы? Важно честно ответить себе на вопрос: чем я хочу и могу заниматься дальше, чтобы это приносило и радость, и деньги?
Третий шаг – подготовка к переменам. Это не самый вдохновляющий, но очень важный рутинный этап. Сбор информации, планирование, реалистичная оценка своих сил и шагов для смены направления.
И отдельный, очень важный момент – поддержка. Если ваши мысли о переменах не находят понимания у близких (а люди часто тревожатся, когда рушится привычный уклад), важно оставаться на своей стороне. Объясните, что вы никуда не спешите, но и закрывать глаза на проблему не намерены. Кто-то может отнестись к вашим поискам с иронией, кто-то посоветует «держать синицу в руках». Но этот выбор и ответственность за него – только ваши.
«Задайте себе простой, но очень честный вопрос: кому, в конечном счете, нужны все мои достижения, если я, их добиваясь, потеряю здоровье, растрачу все ресурсы или моя жизнь перестанет приносить мне радость? Часто оказывается, что эти достижения были нужны кому-то другому, а не нам самим», – убеждена Оксана.
Выгорание подростков – это реальность
Подростки и дети тоже выгорают – это факт. Как правило, причина проста: тотальная перегруженность. Классическая история: родителям, которым сложно выдерживать глубокий контакт с ребенком, проще занять его кружками и секциями с утра до вечера.
Таким родителям стоит задать себе вопрос: чего я так боюсь в общении с собственным ребенком, что предпочитаю видеть его только спящим? Если ребенок с детства привыкает жить в режиме цейтнота, где любое «ничегонеделание» встречает родительскую тревогу, это верный путь к потере вкуса к жизни еще на школьной скамье.
Детям, как и взрослым, жизненно необходимо чередование активности и отдыха. Нейропсихологи говорят: сначала – отдых, потом – нагрузка. Ребенок пришел из школы – ему нужно сначала побегать, погулять, отдохнуть, и только потом садиться за уроки. Фазы должны чередоваться.
Ребенку необходимо время «повалять дурака», побалдеть, потупить в планшете – сделать то же, что и взрослые для восстановления. Но если все свободное время расписано и занято «полезными» делами, родитель рискует вырастить не успешного человека, а того, кто еще в школе потеряет всякий интерес к познанию. Перегруженный подросток может пропустить важнейшую фазу психического развития, когда он должен понять, кто он такой, попробовать разное, найти себя.
Смартфон в руках – плохой помощник в релаксации
Подростки часто используют гаджеты для расслабления, но это – иллюзия отдыха. Мощная нагрузка на зрительный анализатор, постоянные стимулы из игр и соцсетей не дают нервной системе восстановиться. Напротив, она продолжает работать в усиленном режиме.
Конечно, полностью исключить гаджеты – значит сделать ребенка «белой вороной». Важно предлагать альтернативу. Например, перед уроками – не планшет, а прогулка или спокойная игра дома. Поиграть в компьютер после уроков – можно, это деятельность, приносящая удовольствие, но важно понимать, что она не восстанавливает нервную систему.
«Залипание» в смартфоне – не отдых. Мозг в это время активно обрабатывает информацию, реагирует на стимулы, отвлекается на уведомления. Это не расслабление, а просто переключение с одного вида утомительной активности на другой.
«Выгорание – серьезное состояние, которое требует нашего внимания, понимания и осознанных действий. Это не слабость, не лень и не выдумка. Это реальный диагноз, который может коснуться каждого – и работающего человека, и маму в декрете, и подростка в школе. Самое главное – помнить, что из этого состояния есть выход. Но начать этот путь нужно с простого шага: остановиться, честно посмотреть на свою жизнь, разобраться в причинах и отнестись к себе с максимальной бережностью и заботой», – заключила Оксана Козырева.
Послушав Оксану, я понял, что до выгорания мне пока далеко. Но ее рассказ позволил взглянуть на проблему с другой точки зрения. Для себя я сделал вывод. Больше подвержены опасности выгорания те, кто ошибся с профессией и занимается не своим делом. И второй важный момент: постоянные «напряги» часто соседствуют с обычной алчностью, когда человеку постоянно хочется большего и мало что способно его удовлетворить. Он как бы постоянно пьет соленую воду, умирая от жажды. А потом жалуется, что выгорел. Есть еще огромный комплекс организационных вопросов к коллективам, где люди быстро выгорают. Но искусство менеджмента – это уже другая тема.
Димитрий Соколов
Фото автора














Купить электронную копию газеты