№87 (6391) от 21 ноября 2025
В Рязани завершил работу I Всероссийский театральный фестиваль имени Эраста Гарина по произведениям литературы советского периода
«Где-то летом семнадцатого года пришел я к Николаю Афанасьевичу Листову, он руководил нашим городским театром, пришел просто так, с улицы (мне было пятнадцать лет…) «Хочу к вам в статисты», – говорю. Взяли». Так, по собственным воспоминаниям Эраста Гарина, начинался в Рязани его творческий путь. Народный артист СССР, ученик Всеволода Мейерхольда, звезда, как сказали бы теперь, театра и кино. Посвящением великому мастеру стал новый проект Рязанского ТЮЗа: с 5 по 11 ноября на его сцене проходил I Всероссийский театральный фестиваль имени Эраста Гарина по произведениям литературы советского периода. И в данном случае имя на афише – это не только дань уважения земляку, а маяк, на свет которого фестиваль будет дальше прокладывать свой путь.
Проба пера
Заявленная концепция – по произведениям литературы советского периода – несмотря на внешнюю временную ограниченность, потенциально несет в себе неисчерпаемую глубину. Невероятная по плотности концентрация событий, выпавшая на этот сравнительно небольшой исторический период, находит отражение и на книжных страницах. Остается лишь определить, какой вектор выбрать для дальнейшего продвижения.
Первый фестиваль оказался своеобразной «пробой пера», как его охарактеризовала художественный руководитель Рязанского ТЮЗа Марина Есенина. Поэтому рамки взяты максимально масштабно: в афише произведения с 1925-го по 1980 год, отрезок, охватывающий практически всю гаринскую эпоху. Так же широко было представлено и жанровое разнообразие постановок.
Открыл фестиваль Саратовский академический театр юного зрителя им. Ю.П. Киселёва пронзительной драмой «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева. От военной прозы – к одной из самых репертуарных пьес позднесоветского театра: Владимирский академический театр драмы привез трагикомедию «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой, написанную в 1970-е годы. Далее эстафету приняли хозяева фестиваля, представив драму «Анна Снегина» по поэме Сергея Есенина. Предновогоднее настроение создал Тульский областной театр юного зрителя, подарив музыкальную сказку «Двенадцать месяцев» Самуила Маршака. Житейские комедии «Космос, нервная система и шмат сала» по рассказам Василия Шукшина показал Мытищинский театр драмы и комедии «ФЭСТ». Тамбовский молодежный театр сыграл на малой сцене драму «Последний срок» по повести Валентина Распутина. И, наконец, финальную точку (а точнее мощный, остро звучащий восклицательный знак!) поставил Казанский государственный театр юного зрителя, исполнив драму-концерт «Чучело. Квартирник» драматурга Анастасии Чернятьевой по повести Владимира Железникова.
«Я очень рад, что вы приехали!»
Голос Эраста Гарина, узнаваемый и такой родной, звучал перед каждым фестивальным показом. Спектакли начинались одной и той же фразой из сказки «Золушка»: «Здравствуйте! Наконец-то! Я очень рад, что вы приехали!» Помните сцену, когда Король сбегает по сверкающей дворцовой лестнице и устремляется навстречу прекрасной незнакомке? Это радушное приветствие Театр на Соборной адресовал всем участникам, гостям и зрителям фестиваля. Поэтому и сам проект, как признавались организаторы, оказался встречей верных друзей. А о чем говорят близкие люди, когда собираются вместе? Конечно, о самом сокровенном, о том, что волнует сердце и тревожит душу. О старых обидах, невысказанных страхах, потаенных мечтах и, конечно, о любви.
Именно ее так жаждут все герои спектакля Владимирского академического театра драмы «Фантазии Фарятьева». Ищут тепла, понимания, гармонии. Мать, терзаемая неустроенностью своих дочерей и пытающаяся вогнать их в рамки общепринятой «нормальной» жизни. Старшая дочь Шура, оглушенная слепым чувством к предавшему ее мужчине. Неисправимый идеалист Фарятьев, свято верящий в лучший – инопланетный! – мир. Наконец, младшая, Люба, отчаянно пытающаяся найти свое место в этом многоугольнике отношений… Нелепые, трогательные, несчастные и тотально одинокие. Все они суетятся, мечутся в крохотном замкнутом мирке, тесно заставленном мебелью. Шелестят мокрыми дождевиками, бесконечно переставляют ведра, сражаясь с протекающей крышей и непогодой в доме. Но ливень не кончается. Горестно звенят дождевые капли. Словно и правда, какой-то высший разум оплакивает людскую неприкаянность. Так что, если на этой планете твой удел – лишь слезы, то единственный выход – поднять голову и устремиться в прекрасную и удивительную Вселенную!
Один из героев шукшинских рассказов, показанных Мытищинским театром драмы и комедии «ФЭСТ», – восьмиклассник Юрка – тоже посматривает в сторону космоса, но с более прагматичными целями. Покорить, освоить, завоевать! Впрочем, ему пока и земных дел хватает: сколько еще книг надо прочитать, сколько узнать нового и интересного! Ведь впереди – целая жизнь! За полтора часа перед залом разворачивается целая палитра таких жизней и судеб. Шофер, лесоруб, шорник, старенький учитель рисования, ворчащая крестьянка… Вся галерея характеров выписана двумя артистами, которые мастерски перевоплощаются, перетекают из образа в образ. И в итоге сплавляются в единую – парадоксальную, нежную и трепетную – русскую душу. Как лоскутки, заботливо собранные рачительной хозяйкой, ладно пригнанные, сшитые и сметанные в одно большое целое. Это огромное лоскутное одеяло растягивается на всю сцену, укутывает артистов и одаривает своим теплом каждого зрителя этого доброго спектакля.
Замыкая круг
И особенно этим покрывалом хочется укрыть героев драмы «Последний срок» (Тамбовский молодёжный театр). Настолько оголенными и беззащитными они оказываются перед лицом грядущей беды – смертью матери. И еще больше – перед собственными грехами.
Однако никакой предметной палочки-выручалочки в этой работе нет. Спектакль практически лишен реквизита и крайне лаконичен в художественном решении. Постановка идет на малой сцене, где публика рассаживается по периметру, а все действие происходит в центре, как на судной площади. Ощущение усиливается и главным элементом сценографии – массивным деревянным поворотным кругом, вокруг которого перемещаются действующие лица. Шаг за шагом, цикл за циклом. Возвращаясь в прошлое, бросаясь жестокими обвинениями, упрекая и каясь. Но (что самое главное!) объединяясь в семью, пусть и на короткий срок. Неслучайно в действие вводится даже дочь Таньчора, которая по тексту так и не приехала проститься с матерью.
Умирающая старуха Анна – центр тяжести постановки – поначалу даже не появляется на сцене. Лишь два световых луча, ложащиеся красноречивым крестом на дощатый помост, указывают, вокруг кого собрались съехавшиеся дети. Актриса выходит позже, и ее проникновенные монологи, в которых раскрывается величественная душа мудрой русской женщины, еще сильнее закручивают эту эмоциональную воронку.
В нее погружаешься полностью, без остатка, сопереживая и сострадая. Искренняя игра, а точнее, проживание артистами своих ролей действует как откровение. Не удивительно, что именно эта постановка получила в итоге главную и единственную награду на фестивале – Диплом Молодёжного художественного совета за лучший спектакль.
Текст, которому здесь уделено максимальное внимание, воспринимается как исповедь. И сам спектакль, аскетичный внешне, но необычайно глубокий внутри, – обретает притчевое начало. Нескончаемое движение по кругу, вечная история о материнской любви, всепрощении и неотвратимой смерти, заставляющей по-новому взглянуть на саму жизнь.
Евгений Авраменко, театровед, критик, режиссёр:
– На мой взгляд, идея фестиваля очень перспективная. Советской литературе сейчас уделяется серьезное внимание. Если в целом посмотреть на репертуары театров, то можно убедиться, что ставят довольно активно. Сам я формально «родом из СССР» (родился в конце восьмидесятых), но, по сути, мы уже живем в другое время, в другой стране и эпохе. То, что еще недавно было живым опытом, в частности, для наших родителей, воспринимается как нечто отдаленное. Важно, что советская литература, несмотря на сравнительно небольшой срок, который нас отделяет, уже становится золотым фондом, переходит в категорию вечных ценностей.
Говоря о фестивале, хочется остановиться еще на одном важном аспекте: он носит имя народного артиста СССР Эраста Гарина. Фестиваль имени актера – довольно редкое явление. И это задает особое направление. Есть повод подумать о театре, в фокусе внимания которого оказывается актер. За эти дни мы увидели целый спектр самых разнообразных и интересных постановок, и большинство из них можно отнести к категории именно «актерских» спектаклей. На первом плане – артист. В нем – главный смысл, центр притяжения. Так что, помимо литературы, фестиваль ставит еще один очень важный вопрос: «Что есть сегодня актерское искусство?»
Вера Павлушина
Фото предоставлены Рязанским ТЮЗом













Купить электронную копию газеты