№95 (6399) от 19 декабря 2025
Новый главный режиссёр театра драмы – о том, куда и как развивается театральное искусство, что ждёт зрителей и зачем сегодня нужно идти смотреть спектакли
Назначенный в сентябре на должность главного режиссера Рязанского театра драмы Арсений Александрович Кудря – человек для театра свой. Он начал сотрудничать с ним в 2005 году. За два минувших десятилетия он работал на сцене и как актер, и как режиссёр.
Вместе с тем новый статус Арсения Кудри стал поводом встретиться и поговорить с ним о планах и режиссерском взгляде на мир театра и не только его.
– Какие цели вы ставите перед собой, придя на должность главного режиссера театра?
– У меня нет режиссёрской задачи ставить в этом театре как можно больше самому. Как нет задачи ярко заявить о себе первой постановкой. Для меня театр драмы мало того, что хорошо знакомый: я в нем долгое время работал артистом и многие вещи знаю «изнутри». К моменту назначения главрежем у меня было здесь более 15 постановок, я поработал практически со всеми актерами, исключая, может быть, совсем молодых, пришедших в театр в прошлом сезоне. Новогодний спектакль, который я сейчас делаю, в моей режиссерской копилке – 21-й.
Как главный режиссер я должен прежде всего думать о том, что в первую очередь нужно сегодня театру. Спектакли будут идти не только по пятницам, субботам и воскресеньям. Среда тоже станет прокатным днем: этот день отдан малой сцене, где будут идти показы спектаклей небольших, в духе сторителлинга. По четвергам мы будем играть полноценный большой спектакль. В том, что такое возможно театру и зритель на такие спектакли приходит, я убедился, когда ставил спектакли в других городах. Если у человека есть желание попасть в театр, он попадет.
– Как вы планируете репертуар? Какие пьесы выбираете для постановки?
– Мне бы хотелось, чтобы в нашем театре сформировался более серьезный репертуар. Это не обязательно должна быть драма в драме или трагедия на трагедии. Через полтора года театр отметит 240-летие. К этой дате очень хотелось бы сделать два-три крепких классических спектакля. Совсем не обязательно, что их буду ставить я, важно, чтобы они появились в репертуаре. Это могут быть Тургенев, Чехов, мой любимый Островский…
Убеждён: не всё и не всегда измеряется в театре зрительским аншлагом. В репертуаре должны быть особые спектакли, условно это «спектакли на 300 человек», притом что наш зал вмещает 700 зрителей. Таков был у нас «Пиноккио. Переплыть море» (16+) (спектакль номинировался на «Золотую маску», его ставила итальянский режиссер Луиза Гуаро – корр.) или «Фауст» (18+), его ставил Дмитрий Акриш. Такие спектакли никогда не будут собирать большой зал, они для камерного пространства, но они обязательно должны быть в репертуаре.
Одна из моих целей – не «бежать» за зрителем. Такое время было, но оно прошло. В репертуаре необходимо иметь «кассовый» спектакль, это одинаково и для столичных театров, и для провинции, во МХАТе, например, всё равно играют Рэя Куни. Ведь не все люди идут в театр, чтобы думать. Есть те, кто хочет отдохнуть, развлечься. Но и такие спектакли могут и должны быть хорошего качества. А когда я вижу спектакль «на двух ширмах с тремя окнами», то понимаю: люди просто хотели заработать как можно больше денег. Но ведь можно и Куни качественно ставить, чтобы не маски на сцене были, а действовали живые люди – тут режиссер должен постараться. К слову, в нашем репертуаре сейчас нет Рэя Куни и подобных ему авторов.
Что касается текущего репертуара, то в планах – обновить семейно-детский репертуар. Собираюсь привлечь к этому Светлану Кузянину, она ставила спектакль «Сахарный ребенок» (12+). Новая история будет об отношениях детей и родителей. Мы обновим наши сказки: хотел бы, чтобы Олег Пичурин сделал новую сказку.
В этом сезоне не обойдем тему 8 Марта: Максим Ларин будет работать над чисто «женским» спектаклем по пьесе Валентина Красногорова «Комната невесты». За лето, к открытию нового сезона, я хочу поставить игровой спектакль из зарубежной театральной классики, думаю о Пьере Бомарше и его «Севильском цирюльнике».
– Какой зритель вам ближе?
– Разный. Когда я ставлю спектакль, то не хочу зрителя к чему-то всё время «подталкивать», делать что-то специально, чтобы он плакал или смеялся, или выслушивал нравоучения. Как зритель, я сам такие спектакли не люблю. Когда меня куда-то «толкают», я сопротивляюсь, потому что сам хочу разобраться и решить для себя какой-то вопрос или проблему. В зрительном зале 700 человек, и каждого «трогает» что-то свое. Когда в одном конце зрительного зала кто-то всхлипывает, а в другом смеется, – это нормально. Плохо, например, когда зритель уже задыхается от смеха, а по смыслу дальше ничего не происходит…
Юмор, как и драма, – дело серьезное. Я стараюсь в театре максимально отодвинуть юмор из КВН и стендапов. Сходить в театр – это ведь не телевизор дома включить. Для нашего зрителя – это определенный выход из зоны комфорта, выход в общество. То, что мы переживаем коллективно, совершенно по-особому работает. Даже когда мы все вместе смеемся, возникает цепная реакция, которой я, как зритель, становлюсь заложником. Если весь зал смеется, а мне не смешно, то это не мой юмор. И тогда я должен встать и покинуть спектакль либо включиться в общий процесс.
– Современный театр – он какой, куда развивается?
– Театр, по-моему, – это место для диалога. Такого, где не только говорят, но и обязательно слушают и слышат собеседников. Очень важно, когда происходит взаимодействие между зрителем и театром. Я очень хорошо помню период пандемии. Когда зритель из театра исчез – всё, театра нет, работать на сцене невозможно. После того как театры открылись, зрителей в них стало заметно больше. Все поняли: посидеть за компьютером или у телевизора мы всегда успеем.
Для меня диалог в театре важен прежде всего потому, что дает возможность задавать вопросы. И театр их зрителю задает, обращаясь к нему, чтобы узнать его мнение.
– Что вы скажете тем, кто только собирается выбрать актёрскую профессию?
– Профессия актрисы – это не красивые платья носить, а чаще даже наоборот. Не нужно из этой профессии делать рай земной. Будьте готовы к тому, что станете очень много работать, будете отмечены зрителями и раскроете свой талант. И это всё совсем не означает, что вы будете жить благополучно. Если все-таки вас тянет на сцену, идите и пробуйте себя. Лучше пробовать и потом разочароваться, чем, не пробуя, отступить.
– Спасибо за интересный разговор!
Беседовала Людмила Трухина
Фото из личного архива героя публикации
















Купить электронную копию газеты