О том, как прийти в журналистику со школьной скамьи и сделать профессию делом своей жизни

В этом интервью мы поговорили с рязанской журналисткой Марией Ракчеевой, которая уже более 17 лет успешно работает в сфере СМИ. Она поделилась своим опытом и интересными воспоминаниями, а также рассказала о том, как современные технологии могут быть полезны в журналистской деятельности, и дала рекомендации для начинающих специалистов.

– Как вы пришли в профессию? Какие события или люди повлияли на ваше решение стать журналистом? Может быть, это было влияние близких?

– Мой приход в журналистику произошел точно не под чьим-то влиянием. Ни родителей, ни кого-либо другого. Моя семья очень далека от этой профессии. Однако интерес к журналистике возник еще в школе, примерно в 13-14 лет. Тогда я поняла, что хочется быть в гуще событий. Что-нибудь в городе увижу – подойду, спрошу, уточню. Так и получалось заводить знакомства. Иногда думаю, как меня вообще родители отпускали? Сначала писала просто на совершенно обыденные темы, работы на конкурсы отправляла. Буквально пару публикаций. А потом уже задумалась о работе в какой-нибудь серьезной газете. Мне хотелось не только описывать события, а больше акцентироваться на анализе.

Затем я познакомилась с журналистами «Вечерней Рязани» и стала внештатным корреспондентом этого СМИ, начала писать сводки по ДТП и происшествиям. Тогда можно было прийти на станцию скорой помощи и посмотреть журнал вызовов, чтобы узнать, по каким запросам были выезды: производственная травма, драка или что-то еще. В то время и познакомилась с пресс-службами полиции, ГИБДД и других ведомств.

Тогда еще был клуб юных журналистов во Дворце творчества, который вел Вячеслав Астафьев. Наша группа состояла из 10-15 человек, но многие потом ушли в другие сферы.

В «Вечернюю Рязань» я писала чуть больше двух лет, с 14 до 17. Мой первый серьезный аналитический материал был посвящен теме мигрантов в Рязани. В тексте содержались ответы на вопросы, сколько у нас мигрантов, сколько преступлений с ними связано и как они вообще живут.

После окончания школы я решила подать документы на заочное отделение на факультет журналистики МГУ. Подготовила портфолио, собрала публикации и поехала в Москву. Успешно поступила, а с осени начала работать в газете «Мещерская сторона». Пришла туда в 17 лет и осталась практически до 2020 года, с перерывами на декрет. Совмещать учебу и работу было немного тяжеловато, но не невозможно. С 2020 года устроилась в «Вид сбоку». А сейчас работаю в газете «Панорама города», но туда я и до этого периодически писала.

Официально я в профессии с 2008 года. Получается, 17 лет. Полжизни!

– Вы работаете в СМИ уже долгое время. Какие из ваших профессиональных достижений вы считаете наиболее значимыми?

– У меня есть награды за победы в профессиональных конкурсах: несколько дипломов премии «Легкий стиль», даже «Хрустальный журавль» мне «прилетал» на заре карьеры. Но больше всего ценишь не награды, а те моменты, когда тебе удается в чем-то помочь людям, сдвинуть с места возникшую проблему. Одна из громких историй, с которой я столкнулась, — трагедия семьи Желтовых из поселка Ермишь. Это был 2014 год.

В редакцию «Мещерской стороны» позвонила женщина и сказала, что у них в Ермиши есть отец семерых детей, которому никто не помогает. Вся семья живет в плохих условиях. После этого звонка мы собрались и поехали в поселок. Написали материал про семью и о том, как отцу с детьми можно помочь. Со всей страны отправляли посылки к нам в редакцию и напрямую семье. Историей заинтересовалась программа «Пусть говорят» с Андреем Малаховым. Удалось вынести это на федеральный уровень. Но история сложилась трагически. Через год у Желтовых сгорело жилье, после им подарили новый дом в Сасове. Однако спустя время многодетный отец покончил с собой, а детей отправили в интернат в Рыбном. Но сейчас почти все они выросли, у кого-то уже родились свои дети, а я продолжаю следить за их судьбой.

Среди таких важных тем, о которых я писала: помощь многодетным семьям, онкобольным, пациентам, нуждающимся в лекарствах. Об этом нужно говорить. Это и есть достижения, а ещё – когда твоя публикация становится поводом для проверки прокуратуры или других надзорных ведомств.

– В каких видах СМИ вам больше всего нравится работать и почему? Это печатные издания или интернет-издания?

– Мне все же ближе интернет-издания. Сейчас такой темп жизни, что ты уже и не вспомнишь, что случилось, например, в прошлый вторник. У нас очень большой поток новостей, за ним угнаться в газете невозможно. Работают социальные сети, онлайн-порталы, надо все быстрее выложить.

– Нынешние рязанские СМИ сталкиваются с дефицитом кадров. Как вы думаете, как заинтересовать молодежь подключаться к журналистскому сообществу?

– Если человек рассматривает журналистику, как профессию на всю жизнь, или на какое-то длительное будущее, то это по-настоящему должно нравиться. У тебя возникает желание узнать что-то новое и докопаться до самой сути. Немаловажно и наличие достойной оплаты труда.

Необходимо развивать интерес и объяснять, что эта профессия полезна. Журналистика может на что-то повлиять. Написали, например, про нехватку лекарств. Другие СМИ подхватили, создав резонанс, на который ответил минздрав, закупив недостающие препараты.

– Сегодня искусственный интеллект активно развивается. Люди уверены, что он может заменить некоторых специалистов, в том числе и журналистов. Согласна ли вы с этим мнением?

– Пока в том виде, в котором искусственный интеллект существует сейчас, заменить журналистов он не сможет. Конечно, нейросети способны помочь что-то найти, обработать и написать. Но пока ИИ – лишь помощник. Можно его использовать, но с умом.

– Случались ли в вашей жизни кризисные моменты, когда казалось, что журналистика – совсем не то, чем хочется заниматься? Если да, то как бороться с таким состоянием?

– Много стало ограничений, которых раньше не было. Нельзя писать про некоторые происшествия или упоминать кого-то. Раньше не приходилось постоянно сверяться с законодательством, которое быстро меняется. Но несмотря на это, я бы все равно хотела заниматься журналистикой. У меня никогда не было желания взять и все бросить. Я бы, наверное, не смогла с утра приходить в офис и сидеть там до шести вечера. Мы, конечно, тоже сидим в редакции, но в большинстве случаев куда-то ходим, что-то ищем.

– Известно, что у журналистов ненормированный рабочий день. Привыкли ли к такому образу жизни? Успеваете отдыхать?

– Это, действительно, не какой-то рабочий график, а образ жизни. Ты постоянно на связи, тебе может кто-то написать или позвонить. Это и реалии современного мира, что постоянно находишься в сети. Я к такому уже привыкла. У кого-то есть хобби или занятия, которым посвящают свободное от работы время, а у меня журналистика – это и увлечение, и работа. Это все мое.

Кроме того, есть выходные или отпуск, когда успеваешь отдохнуть. Такая профессия не предполагает, что ты можешь надолго выпасть из жизни. Иначе будешь не совсем в повестке.

– За свою длительную журналистскую деятельность вы общались со многими людьми, слушали их истории, вникали в их проблемы. Но были ли моменты, когда вы уставали и от общения, и от чужих трудностей?

– Нет. Мне интересны люди, увлеченные своим делом, идеей, погруженные в проблему, которую пытаются решить. Мне интересно общаться с ними, даже если они звонят в выходной день. Бывает, что и незнакомые люди звонят. Всегда отвечаю, даже несмотря на то, что всякие роботы постоянно попадаются.

– Часто молодежь боится начинать работать и переходить от обучения к практике. Что бы вы могли посоветовать ребятам?

– В начале своей карьеры стоит поразмышлять, что тебе действительно интересно. Одних привлекает аналитика, других – спорт, а третьи предпочитают острые события или происшествия. Потихоньку начинать искать темы. Надо брать и делать, а иначе не получится понять, твое это или нет.

Нужно не бояться обращаться в редакции, нет мест на постоянную работу – устраиваться внештатниками. Конечно же, будут и неудачи, кто-то может не оценить ваш труд по достоинству, укажет на ошибки. Но нужно научиться принимать это спокойно, анализировать и исправлять. Все мы когда-то были неопытными. Совет редакторам: быть снисходительнее к молодежи и помогать студентам!

Беседовала Милена Хайретдинова

 


Самое читаемое