
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ), являющиеся основными составляющими неинфекционных заболеваний, продолжают быть ведущей причиной смертности в мире.
Как отмечает доцент, кандидат медицинских наук, педагог-методист Центра общественного здоровья и медицинской профилактики ГБУ РО «РОВФД» Нина Викторовн Срослова, такие заболевания тесно связано с факторами окружающей среды (включая климат и урбанизацию), с особенностями образа жизни и факторами риска, которые, взаимодействуя с гендерными и генетическими особенностями, способны ускорять развитие ССЗ.
Факторы риска ССЗ можно разделить на:
- поведенческие, поддающиеся изменению или коррекции – курение, потребление алкоголя, низкую физическую активность, нездоровое питание,
- и немодифицируемые, которые изменить невозможно.
Увеличивают риск развития ССЗ дислипидемия, курение, артериальная гипертония, абдоминальное ожирение, психосоциальные факторы и сахарный диабет.
Снижают риск развития ССЗ употребление в достаточном количестве овощей и фруктов и регулярная физическая активность.
На данный момент доказано, что сердечно-сосудистый риск повышен у лиц с практически любыми психическими нарушениями, но в особенности – с депрессивными и тревожными расстройствами (и даже с их отдельными симптомами), при остром и хроническом стрессе, после психотравмирующих событий. В последнее время растет также число доказательств протективной роли позитивных индикаторов психологического благополучия, таких как оптимизм, благодарность, удовлетворенность жизнью, чувство своей нужности, осознанность и т.д.
У курящих пациентов риск развития острого инфаркта миокарда и цереброваскулярных заболеваний выше более чем в 2 раза, риск хронической сердечной недостаточности – в 5 раз, риск смерти от этих болезней – в 2-4 раза.
При курении даже одной сигареты в день риск развития ишемической болезни сердца повышается у мужчин на 48%, у женщин – на 57%, а риск развития мозгового инсульта – на 25% и на 31%, соответственно. Курение меньшего количества сигарет в день, но в течение более продолжительного времени более опасно, чем более интенсивное курение за более короткий период времени.
Опасно не только активное, но и пассивное курение. Прекращение курения уже на первом году после отказа способствует снижению риска смерти от ССЗ на 50%, в то время как пожизненный прием гипотензивных или гиполипидемических препаратов – только на 25- 35% и 25-42%, соответственно.
Четыре важнейших факторов риска ССЗ относятся к категории биологических – артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, ожирение и сахарный диабет.
Артериальная гипертония является важнейшим фактором риска развития целого ряда ССЗ, в том числе приводящих к хронической сердечной недостаточности. Риск смерти от осложнений ишемической болезни сердца и инсульта линейно растет по мере увеличения значений систолического и диастолического артериального давления.
Основным переносчиком холестерина в плазме крови являются липопротеиды низкой плотности, которые считаются потенциально атерогенными. Длительное поддержание уровня холестерина липопротеидов низкой плотности на целевом уровне в течение всей жизни является безопасным способом снижения риска сердечно-сосудистых осложнений.
Ожирение также является фактором риска ССЗ. Поддержание оптимальной массы тела и коррекция избыточной массы тела оказывает благоприятный эффект на сердечно-сосудистые и метаболические факторы риска. Снижение массы тела и окружности талии у пациентов с ожирением снижает уровень артериального давления и способствует снижению риска развития артериальной гипертонии.
Сахарный диабет (1 и 2 типа, а также преддиабет) является независимым фактором риска ССЗ, увеличивающим риск ССЗ приблизительно в 2 раза. При наличии диабета имеется более высокий риск инсульта, а у больных ишемической болезнью сердца отмечается значительно более высокий риск сердечно-сосудистых осложнений и меньшая продолжительность жизни.
Один из наиболее важных факторов риска ССЗ – возраст. Большинство людей в возрасте 65 лет относятся к категории высокого или очень высокого сердечно-сосудистого риска. В данном случае следует учитывать, что лица пожилого и старческого возраста отличаются по своему физическому, функциональному и когнитивному статусу. У пациентов старше 75 лет может развиться синдром старческой астении, но может развиваться и в более молодом возрасте при раннем старении или не развиваться у очень пожилых людей. Синдром старческой астении, отражая «биологический возраст», делает человека более уязвимым к воздействию стрессовых факторов и представляет собой функциональный фактор риска неблагоприятных исходов, в том числе высокой общей смертности и смертности от ССЗ.










Купить электронную копию газеты