№37 (6341) от 23 мая 2025

Его кредо – улучшать то, что можно улучшить. Не переживать по поводу того, что изменить нельзя. И уметь отделять первое от второго

Русская история с голливудским сюжетом

Был прекрасный солнечный день. На старенькой «Тойоте» он доехал до аэропорта. Позвонил боссу, назвал номер площадки, где оставил машину, и сказал, что ключи лежат на сиденье. Из иллюминатора он ещё раз взглянул на красоты Калифорнии. Лайнер заложил вираж и взял курс на Москву. Он расставался с Америкой без сожаления. Разве можно что-то потерять, если твоё самое ценное состояние – это чувство свободы?

Этот кадр мог быть красивым финалом ещё одной голливудской истории. О том, как молодой российский бизнесмен теряет миллионы, уезжает в другую страну, ночует первое время на улице, чуть ли не в кустах… Работает вместе с нелегалами на стройке… Вновь встаёт на ноги и начинает зарабатывать по пять с половиной тысяч долларов в месяц. Ему предлагают остаться в чужой стране, но он возвращается домой, к семье и, да-да, к рязанским берёзкам, ведь всё, что он хотел, – это рассчитаться с долгами и снова быть полезным своей стране. Быть востребованным там, где он что-то постоянно улучшал в разных видах бизнеса, пока не грянул дефолт 1998 года.

Такие истории любит Голливуд, но она – чисто русская, наша. Ее героем оказался рязанский предприниматель Андрей Суханов.

«Дверь открыла жена, – вспоминает он. – Я стоял на пороге в комбинезоне, на котором ещё не высохли пятна масляной краски. В кармане пачки долларов. Я раздал долги, у меня ещё осталась тысяча, на которую я купил подержанный «Москвич», и мы с женой поехали к моим родителям».


Строки биографии

Андрей Валериевич Суханов. Окончил Рязанский государственный медицинский институт, учился в аспирантуре, занимался наукой. Работая на заводе металлокерамических приборов, получил второе высшее образование в Московском химико-технологическом институте. В 1990 году открыл свой первый бизнес – бухгалтерские курсы, после того, как окончил такие же курсы сам и решил, что может организовать их лучше. Затем ушёл в фармбизнес. Сейчас возглавляет крупный рязанский транспортно-логистический терминал.


Одиссея трудового мигранта

Распад Союза переформатировал все рынки, в том числе фармацевтический. Нарушились экономические связи, поставщики компонентов и субстанций оказались в разных государствах. И тогда появились люди, которые начали склеивать то, что распалось.

Андрей Суханов: «Первый кредит – пять миллионов рублей я получил в банке наличными. Помню этот увесистый кейс, забитый под завязку пачками банкнот. На эти деньги мы купили тридцать килограммов фармацевтической субстанции и отвезли на фармзавод, где простаивал цех и люди полгода не получали зарплату. Это позволило им запустить линию. Рассчитались с нами не деньгами, а медикаментами. Шесть фур таблеток. Реализовав всего лишь три процента этой продукции, я полностью погасил кредит. Остальное – чистая прибыль. Была ли эйфория? Наверное да, но мы даже не осознавали до конца происшедшее. В те времена было много сделок, приносивших баснословные прибыли, и у людей не хватало времени осмыслить эти процессы. Я начал развивать собственный фармацевтический бизнес, открывать аптечные пункты, в этой области я был профессионалом. В 1998 году практически все больницы области должны были мне денег в рублях. А я должен был поставщикам в долларах. В августе случился дефолт. И мой баланс перевернулся. Я ещё какое-то время дёргался, но вырулить не смог. Бизнес прекратил своё существование, а я вынужден был уехать из Рязани. Так получилось, что судьба забросила меня в штат Калифорния, где я примкнул к бригаде строителей из Латинской Америки».

Трудовая одиссея на другой континент подошла к такому рубежу, что американский босс не хотел Суханова отпускать – заказы сыпались один за другим. Ему предложили совместный бизнес. Андрей несколько раз сдавал билет на самолёт в Россию, потому что не хотелось подводить компаньонов. Америка была к нему добра и справедлива. Она дала ему возможность заработать, чтобы выплатить все долги, и научила многому, но уже потом, в другое время и в другом месте.

Россия – страна возможностей

Убеждённость в том, что в России можно делать хороший бизнес, не покидала Суханова никогда. Но он ждал своего ангела. Ждал той идеи, которая позволила бы продвигаться вперед ровно и спокойно, без неоправданных рисков.

Андрей Суханов: «Когда я был студентом, нам вместе со стипендией давали лотерейные билеты. За пять лет учебы в институте я не выиграл ни

рубля. Лотерея – это не моё. Когда встаёт вопрос риска, я стараюсь в этом не участвовать. Я за осознанность действий, рациональность и доброжелательность в отношениях. И ещё – за понятные правила игры, которые не меняются по чьей-то прихоти в одностороннем порядке, на правах более сильного. Я за то, чтобы смотреть в суть, – это моё кредо. Как говорил Козьма Прутков: «Зри в корень!» Среди моих любимых видов спорта – бег на длинные дистанции, марафон и спортивное ориентирование. В спокойном, размеренном темпе могу бежать долго и хорошо держу цель. Поэтому мне нравятся не события, а процесс. Нравится улучшать и выводить на новый качественный уровень».

Работая в компании «Желдорсервис» переводчиком, Андрей Суханов наблюдал, как на станции «Лесок» разгружают и готовят к отправке грузы. У него уже был печальный опыт рацпредложений на других предприятиях, когда начальство выбирало стабильность в виде застоя, а не развитие, требующее изменений. Но здесь, в «Желдорсервисе», к его мнению прислушались и дали возможность проявить инициативу – самому организовать приёмку, подготовку и отправку вагонов. Первым клиентом стала Клепиковская ватная фабрика. Через две недели к нему пришли другие поставщики и сказали: «Сделай нам так же».

Андрей Суханов: «Я стал оказывать услуги по отправлению грузов. За деньгами вообще не гнался. Хотел создать новый тип сервиса. Было тяжело. Всей семьей мы жили очень скромно. Полгода не покупали мясо. Питались блинчиками и раз в неделю позволяли себе рыбу. В феврале 2002 года мы первый раз за много месяцев съели курицу. Это был праздник».

Маневровый поезд тянет вереницу платформ с разнокалиберными контейнерами. А мы заезжаем на базу через ворота. Моим глазам открываются десятки цистерн, контейнеров, полоски железнодорожных путей, краны-погрузчики, свежие и старые производственные корпуса. «Империя!» – говорю я. Андрей Валериевич с таким определением не согласен, но с удовольствием отмечает, что этот транспортный терминал по объёму обслуживаемых контейнеров может претендовать на место в топ-5 подобных компаний в стране. Здесь сходятся автомобильные и железнодорожные пути, поэтому терминал называется интермодальным. Он включает в себя депо контейнеров и ремонтно-сервисный центр. Здесь контейнеры проходят полное сервисное обслуживание, подготавливаются к приёмке новых грузов, отправляются в соответствии с назначением.

Андрей Суханов: «В 2010 году мы взяли в аренду десять контейнеров. Но обслуживать их приходилось в Роттердаме. Мне казалось, что это какое-то расточительство. Создали свой сервисный центр – готовим контейнеры к перевозке грузов, что называется под ключ. В 2004 году я прошёл стажировку в одной из американских железнодорожных компаний в штате Айова и убедился на примере коллег, что наш бизнес востребован. Отечественной экономике, мировому рынку крайне необходимо то, чем мы занимаемся! Домой вернулся окрылённый, с новыми идеями и пониманием того, что нужно делать. Что-то мы подсмотрели на Западе, что-то придумали и улучшили сами. Начали развивать терминальный сервис. На станции «Лесок» условий для этого не было. Приобрели площадку в районе бывшего завода «Химволокно», но её пришлось законсервировать. Очередной виток развития бизнеса начался в 2010 году, когда банк выдал кредит и мы с аукциона купили вот эту территорию с подъездными путями и на месте обанкротившегося предприятия построили терминал. Около семи лет мы только и делали, что вкладывали сюда деньги – прокладывали километры подземных коммуникаций, строили корпуса, котельную, ремонтировали краны, подъездные пути».

Мы входим в административное здание. Комната йоги выглядит обжитой. Внутри коврики и подушки, женский персонал здесь заряжается энергией и релаксирует. В фойе – теннисный стол, за окном – зелёные газоны. «Тут и в гольф у вас можно будет поиграть», – замечаю мимоходом. Оказывается, этот вид спорта у Андрея Суханова в планах, он вообще большой поклонник гольфа, о котором мы потом успеваем поговорить отдельно, и выяснится, что Андрей Валериевич воспринимает гольф как медитацию, которой могут заниматься все.

На двери директорского кабинета забавная картинка – Карлсон в полёте, и подпись: «Он улетел и не обещал вернуться». Лицо Карлсона, естественно, похоже на директорское. Это сотрудники упражнялись в остроумии 1 апреля. Надпись, впрочем, не соответствует действительности. Из командировок директор всегда возвращается, причем с новыми планами.

Где ещё разговаривать о перспективах терминального бизнеса, как не на мачте козлового крана, откуда открывается панорама всего контейнерного депо, и Рязань видна до горизонта? Андрей Валериевич взбирается по лестнице так ловко, как будто взлетает. «У него точно под футболкой моторчик», – думаю я и спешу следом.

Восточный вектор

В месяц этот терминал отправляет около 200 контейнерных ёмкостей и ещё сотни других грузов. Восточное направление в грузоперевозках начинает играть всё более значительную роль. Огромные караваны контейнеров нужно кому-то обслуживать, и этот рязанский терминал – важное звено в новых логистических цепочках, обеспечивающих экономическую стабильность и безопасность страны. Суханов готовится ввести в строй ещё одну площадку – ту самую, что когда-то компания законсервировала.

«Я ожидаю дальнейшего роста парка контейнеров, эксплуатируемых российскими предпринимателями. И, соответственно, дальнейшего повышения спроса на услуги терминалов и контейнерных депо, на сервисное обслуживание. Поэтому мы будем двигаться вперёд, вносить свой вклад в создание инфраструктуры грузоперевозок. От этого зависит экономика нашей страны. Нам важно ощущать себя частью какого-то большого проекта. Это основной ориентир – насколько бизнес может быть полезен. Тут даже не вопрос прибыли, хотя деньги очень важны. Это вопрос престижа. Хочется во всём становиться лучшими».

Димитрий Соколов
Фото автора

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое