№33 (6038) от 13 мая 2022

Что делать, если отменили зарубежный тур?

Несмотря на то что с каждым днем становится все меньше новостей о развитии пандемии, мечтам российских туристов о возвращении к прошлым возможностям пока не удалось в полной мере воплотиться в жизнь. Под вопросом оказались зарубежные туры, купленные еще зимой этого года, и некоторые внутренние направления из-за ограничений на полеты российских авиакомпаний. Разбираемся, как вернуть возможность отдохнуть или хотя бы получить обратно свои деньги.

Во многие страны сегодня невозможно отправиться из-за отсутствия взаимного авиасообщения и закрытого воздушного пространства. Ростуризм, Минтранс и Росавиация совместно с зарубежными коллегами ведут работу по выстраиванию новых логистических цепочек, но говорить о полном решении вопроса пока рано. По действующему законодательству российский турист может по договоренности с туроператором выбрать другое доступное направление или перенести путешествие на другие даты, отказаться от тура и оформить возврат средств, а в крайних случаях обратиться в суд и взыскать деньги.
«Из-за санкций у туроператоров образовался значительный объем обязательств, которые они не могут на текущий момент реализовать. Здесь в сложной ситуации оказались и туристы, и туроператоры, и турагенты. Мы стараемся максимально соблюсти баланс интересов. И в первую очередь делаем все возможное для того, чтобы по целому ряду направлений зарубежные туры наших туристов состоялись либо были перенесены на доступные направления», – рассказывает глава Ростуризма Зарина Догузова. По ее словам, сегодня очень важно сохранить равновесие и устойчивость отрасли, так как банкротство туроператора в первую очередь отражается на туристах.

Какие варианты для туристов есть на текущий момент?

Первый вариант – договариваться с туроператорами о переносе туров на другие, доступные направления или на более поздние даты.
«Многие туроператоры переносят туры не только на доступные зарубежные направления, но и внутри страны, там, где это возможно и есть соответствующие договоренности с гостиничными сетками», – отмечает Зарина Догузова.
Второй вариант – по договоренности с туроператором аннулировать тур и оформить возврат средств.
«Учитывая положения статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении соответствующего договора, сумма, подлежащая к возврату потребителю, может быть существенно ниже суммы, уплаченной по договору. Так как туроператор уже мог понести какие-либо расходы, связанные с исполнением договора», – поясняет юридические тонкости глава Ростуризма.
Третий вариант – если о каком-то компромиссном варианте договориться не удалось, турист имеет полное право обратиться в суд и взыскать свои средства в судебном порядке.
По словам главы Ростуризма, в данной ситуации туроператоры не могут единомоментно вернуть все средства, потому что деньги уже проплачены зарубежным поставщикам, ушли в гостиницы и на различные экскурсионные услуги. Однако ведомство просит максимально идти навстречу туристам: оформлять переносы и возвращать деньги, где это возможно. И большинство туроператоров стараются делать это.

Александр Джафаров
Фото Сергей Михеев/Российская газета