Берем под контроль 


41

Единый регоператор – о первых шагах реформы

С 1 ноября в области приступил к работе единый региональный оператор по обращению с ТКО. И, как это часто бывает в переходный период, не обошлось без сбоев, о которых сообщают жители и областного центра, и районов области. Реакция тоже не заставила себя ждать. На заседании правительства области губернатор дал поручение зампреду правительства Евгению Беленецкому взять под личный контроль ситуацию с вывозом мусора и  организацию работы с ТКО. Прошло совещание в правительстве, а затем – ВКС с участием единого регоператора, министерства ТЭК и ЖКХ и глав муниципальных образований.  Заработала «горячая линия».

Так как же планируется в дальнейшем вести эту работу и что делается для нормализации ситуации? С этим вопросом «РВ» обратились к генеральному директору единого оператора – ООО «Эко-Пронск» Валерию Матюхину.
– Начало работы по-новому мы не просто ждали, а готовились к нему. Ведь то, к чему мы приступили, это даже не реформа, а революционные преобразования. Почему?
Во-первых, если раньше в области было более 100 отдельных перевозчиков, причем далеко не все из них прозрачные (те, что вывозили отходы не всегда на полигон, а куда поближе), то сейчас это один региональный оператор, с которым заключили договоры только те перевозчики, которые обладают надлежащим парком спецавтотехники, оснащенные системой ГЛОНАСС и планшетами.
Во-вторых, планово-регулярной системой очистки от твердых коммунальных отходов теперь охвачены все населенные пункты области. Замечу: до 1 ноября ТКО не вывозились из 52 поселений, которые территориально занимают около 50 процентов площади области, из 1890 населенных пунктов (всего их около 2650).  Как любому масштабному процессу, новой реформе требуется период притирки, доводки всего механизма, тем более, что он и новый, и масштабный.
Рязанская область – не исключение. Переходный период болезненно переживают все регионы, перешедшие на новую систему обращения с отходами. В разных областях он занял от полутора-двух месяцев до полугода. Я думаю, что мы уложимся в оптимальные сроки. Предпосылки для этого есть.
Согласно разработанным на основе логистики графикам, на линию в плановом порядке ежедневно должно выходить 107 единиц спецавтотехники. Учитывая сложности начального периода, регоператор в первую неделю работы задействовал от 120 до 135 машин. И это далеко не все использованные резервы.
Анализ основных причин сегодняшней ситуации показывает, что к руководителям многих органов самоуправления самого разного уровня поздно пришло понимание того, что у реформы нет пути назад, что меняется вся система обращения с отходами, в том числе система сбора и вывоза. Не должно быть теперь так называемого «мешочного» или «объездного» сбора. Все отходы должны собираться в местах накопления (площадках), ответственность за создание которых лежит на органах местного самоуправления. К сожалению, к 1 ноября из 4200 запланированных к созданию новых мест накоплений отходов подготовлено только 1220.
В результате, начиная с 31 октября, параллельно с основной работой регоператор  ведет расстановку контейнеров и бункеров в тех населенных пунктах, где до сего времени не был организован централизованный вывоз отходов, а также заменяет их там, где это требуется. На сегодняшний день в районы уже отпущено около 1000 новых контейнеров и бункеров.
Свое негативное влияние оказали и пробелы в разъяснительной работе с населением со стороны органов местного самоуправления. Несвоевременно были доведены до населения графики вывоза ТКО там, где ранее отходы не вывозились или вывозились по системе объезда.
Да, мы берем и на себя ответственность по ряду эпизодов. Например, по ситуации в Приокском и Канищеве, когда на одном из этапов взаимодействия перевозчику не были представлены исчерпывающие реестры мест накопления. В городе Кораблино 2 раза ломалась машина (кстати, старого перевозчика, взятого на подряд).
В микрорайоне Дашково-Песочня в Рязани 3 и 4 ноября произошло 2 ДТП с участием мусоровозов (притерлись к близко припаркованным к площадкам легковым автомобилям). В результате  – выход из графика на всю смену для оформления ДТП. А каждый мусоровоз обслуживает несколько микрорайонов, что сразу существенно сказалось на ситуации.
Но это не самое главное. Были документально зафиксированы факты, когда очень многие контейнерные площадки предыдущим перевозчиком не были своевременно освобождены от отходов, особенно крупногабаритных. Иногда регулярный вывоз прекращался за неделю до 1 ноября, и можно представить, в каком виде мы их получили.
Зафиксированы и совсем вопиющие случаи, когда ряд управляющих компаний и ТСЖ (особенно массово в Октябрьском районе г.Рязани),  без предупреждения и объяснения причин, начиная с  1 ноября, сняли значительную часть контейнеров с площадок, спровоцировав там горы мусора (хотя график вывоза был ежедневным). Практически все оставленные контейнеры – аварийные. И мы вынуждены были оперативно расставить более 30 контейнеров, но и этого не хватило, ведь большую часть контейнеров до этого мы в плановом порядке  отправили в районы области.
Ну и, наконец, причина, которая в наибольшей степени повлияла на сложившуюся в первые дни реформы ситуацию,– неполные и некорректные данные, представленные региональному оператору органами местного самоуправления и предыдущими перевозчиками о расположении мест накопления отходов. Информацию о почти 3000 контейнерных площадок региональному оператору попросту не представили, и, естественно, в первые дни  в эти места никто не поехал за отходами. Мы были вынуждены вручную вводить эти адреса, корректировать графики. И это, естественно, болезненно сказалось на всей ситуации.
ООО «Эко-Пронск» адекватно воспринимает критику в свой адрес и готов к диалогу и взаимному сотрудничеству. Мы стараемся оперативно реагировать на сигналы, поступающие к нам на «горячую линию», и надеемся, что в самое ближайшее время останется позади сложный для всех период перестройки, работа войдет в нормальное русло и все мы ощутим преимущества новой системы обращения с отходами.


Фото: РИА Новости – для «Рязанских ведомостей»