В открывшем новый театральный сезон спектакле Театра на Соборной XXI века больше, чем XIX
Достоевский – наш современник. А его герои, их характеры и обстоятельства, словно взяты из окружающей действительности. Режиссеру-постановщику и автору инсценировки Наталье Лапиной вместе с актерами удалось создать совершенно актуальное время и пространство, где больные гордостью люди Христа забыли и возвели в абсолют деньги, богатство и успех.
Вот Ганя Иволгин (в исполнении Дмитрия Мазепы). Молодой, очень самолюбивый, но из обедневшей семьи. Цели у него – как у Наполеона, а средств для их достижения не хватает. Вот и рассчитывает Гаврила Ардалионович, и соображает. Девушка (из хорошей и состоятельной семьи), которую он теперь любит, может отказать ему, ведь она «в торги не вступает» и гарантий не дает. И решается Ганя за 75 тысяч рублей (а это целое состояние) взять замуж девушку с сомнительной репутацией. Он, если и любил ее, так, может быть, в самом начале, а теперь ненавидит – за свое грядущее унижение. Только и оправдание себе Ганя находит подходящее: он деньги не тратить берет, а в дело вложить, чтобы они работали. Чтобы лет через пятнадцать знали все в обществе и восклицали: Иволгин – король иудейский! Впрочем, больное самолюбие и сознание себя подлецом оказываются для Гани дороже всяких денег и окончательный выбор для него не так очевиден.
Разбогатевший на миллионы после смерти отца Парфен Рогожин (Константин Ретинский) честно хочет купить Настасью Филипповну и выкладывает уже 100 тысяч, чтобы досталась она ему одному. Королевой зовет, восхищается, и все же покупает – по понятиям и негласным правилам общества.
Больше всего на свете ценит свой покой, комфорт и состояние Афанасий Иванович Тоцкий (Владимир Приз). И ему, одному из хозяев жизни, можно в ней практически все…
Из-за гордости и самолюбия Настасья Филипповна (Марина Заланская) не хочет идти замуж за князя Мышкина, она боится его погубить, хотя и понимает: с Рогожиным погибнет сама. Гордостью в разной степени поражены все герои, и она играет с ними плохие шутки. Достаточно только вспомнить сцену объяснения между Аглаей (Анна Никулина) и Настасьей Филипповной на зеленой лавочке.
Вообще мотив болезни звучит на протяжении всего сценического действа. Долго болен после своего позора Ганя. Совершенно болен его отец, спивающийся истеричный отставной генерал Иволгин (Владимир Баранов). О том, что Настасья Филипповна больна и даже вот-вот с ума сойдет, твердит князь Мышкин (Николай Ребров). Как безумный ведет себя Парфен Рогожин, когда отгоняет всех от Настасьи Филипповны. И неслучайно он заболел воспалением мозга сразу после ее убийства.
Только официально признанный больным в этом обществе князь Мышкин душевно здоров настолько, что живет по христианским заповедям. Прибыв в Петербург, он хочет с людьми сойтись и готов жить трудом своим – за то прослыл в обществе поначалу чудаком, а потом и почти опасным человеком. Князь оценивает людей по тому, сколько они страдали. И жалеет их. Признавая, что красота – загадка, он жалеет, а значит, любит Настасью Филипповну. Для него она прежде всего много страдала, и он хочет ей счастья. Счастья он хочет и для Аглаи, которой пишет письмо с совершенно братским чувством. Но такое понимание его любви отвергают обе. И тогда в его состоянии наступает роковой надлом… В обычных, повседневных условиях такой образ мысли не приживается.
Сценическое решение для выражения возвращающейся болезни главного героя выбрано безошибочно: Мышкин сначала повторяет свои фразы, как заведенный, а позже они начинают звучать как шепот отдельно от него. Шепот разносится по сцене, и зрителю становится жутко. Так зрители оказываются свидетелями трагической развязки мучительного состояния князя Мышкина.
Декорации и костюмы (частично современные) героев, появление их на сцене прямо из зала также создают впечатление непосредственного участия зрителей в происходящем. И когда в финальной сцене с окончательно больным князем генеральша Епанчина (заслуженная артистка РФ Людмила Сорокина), будучи за границей, произносит в зал: «И все это, и вся эта заграница, и вся эта ваша Европа, все это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия… помяните мое слово, сами увидите!», есть полная уверенность в том, что обращается она к зрителям, в XXI век.
Что ж, поживем-увидим, конечно.
Людмила Трухина
Фото: https://www.rzn-tdm.ru