Фундаментальная наука выясняет, как устроен мир, в котором мы живем (и, кстати, почти ничего не знаем о нем, как показывает та же самая наука с каждым новым открытием). Но есть еще и прикладная наука – область знания, где все известно и хорошо отработано, которая занимается внедрением передовых достижений науки в производственную практику: на заводах, в быту, на транспорте. Но речь не о рядовых инженерах, а о выдающихся, по призванию. В таких работниках сейчас отчаянно нуждается национальная экономика. Вспомним, что было последние лет двадцать. Самыми главными и желанными профессиями для молодежи были юрист и экономист. В результате мы имеем мир, в котором во главу угла поставлены кредитные организации, которые на каждом шагу и которые периодически исчезают. Это никакой не драйвер развития. Другое дело – реальный сектор экономики, производство добавленной стоимости и возможность экспортировать созданное людьми, а не недрами. И вот тут на первый план выходит подготовка инженеров, которых сейчас дефицит. Но не все потеряно.
«Политех» спасает
Отбор в профессию начинается с интереса к науке. Со школьной скамьи таких ребят необходимо замечать и вводить в мир высшей школы. Рязанский филиал Московского «политеха» ведет проект со школьниками десятых «Инженерных классов» на своей учебной базе. «Инженерные каникулы» – это уникальная практика для школьников «инженерных» классов рязанских школ на кафедрах института. Учащиеся, закончившие 10-й класс, приглашаются в начале летних каникул на практику, которая выливается в полноценную стажировку. В это время проводятся новые форматы мероприятий – «Зона лабораторий» – когда ребята могут почувствовать себя настоящими инженерами (провести исследование различных материалов, поработать на оборудовании с ЧПУ). «Салон», где на одной площадке совместно с экспертами разных направлений разбирается, с технической точки зрения, конкретная тема. И «SCIENCE SLAM» – битва за звание сильнейшего по знаниям в конкретной области. Программа проведения «Инженерных каникул» включает еще и игры, викторины, и мастер-классы и «круглые столы».
Ключевое мероприятие – проведение конкурса «Инженерный баттл». Как известно из педагогической практики, состязательный момент способствует лучшему усвоению материала. На конкурсе «Инженерный баттл» школьники распределятся на команды по жребию, затем каждая команда познакомится с одной из лабораторий института, где решит практическую задачу. В итоге команды по очереди рассказывают о полученных знаниях, а остальные участники дают выступающим коллегам оценку.
Во время «Инженерных каникул» проводятся занятия по подготовке к конкурсу «Мой проект» и оглашаются условия получения сертификата «Золотая фишка», позволяющего получить право на дополнительные десять баллов к ЕГЭ при поступлении в институт. По итогам проведения «Инженерных каникул» каждый школьник получит диплом и сертификат о прохождении практики в рязанском «политехе». А еще есть конкурс «Машины и технологии будущего», который проходит по следующим дисциплинам: «проектная деятельность», «промышленный дизайн» и «технологии, которые изменят мир».
«Прокачивай» голову смолоду
Старшеклассники получают уникальный шанс в своей жизни начать практически профессиональную инженерную деятельность, правда, пока на учебном уровне. Но это уже дает подрастающему поколению потрясающие возможности войти в мир точных наук, инженерии, а самое главное, традиций высшей школы. Не секрет, что одна из отрицательных сторон жизни современных вузов – низкий уровень дисциплины студенчества. Зачастую многие, перейдя из класса в аудиторию, толком не знают чем заняться. Но в технических учебных заведениях, а особенно там, где готовят инженеров по особо востребованным специальностям, такой проблемы нет. И страхует от этого сам принцип отбора абитуриентов. Успешно выучиться, возможно, на самую востребованную группу специальностей могут только целеустремленные люди, которые с самого раннего возраста интересуются наукой и материалистичным взглядом на жизнь. А он, как известно, предполагает практичность и ясный взгляд на все события и явления. Пытливость ума и желание научиться делать что-то сложное и нужное – вот основа будущего хорошего инженера. Чтобы укрепиться в своем выборе профессии, ребята создают свои проекты, используя те знания, которые школьная программа, как правило, не дает. А вот преподаватели высшей школы с удовольствием общаются с учениками инженерных классов, и за непродолжительное время ухитряются разъяснить им массу вопросов в доходчивой форме, в том числе тех, которые касаются практической инженерии, с конкретными примерами из производственной практики. Но важно не только это. Стандарты XXI века требуют от любого специалиста большого объема знаний и практических навыков работы с современными системами. Карандаш и кульман навсегда ушли в прошлое. На их место пришли сложные инженерные программы, которые хороши только тогда, когда используется весь их инструментарий. Научить всему этому могут только в вузе. Благодаря специальным программам «политеха» и ряда других технических учебных заведений школьники могут проявить свой творческий потенциал значительно раньше. Это открывает перед ними ряд возможностей, а именно: любую свежую и светлую идею старшеклассники способны грамотно оформить в соответствии не только с национальными, но и с международными стандартами, принятыми в прикладной науке и инженерии.
Конечно, далеко не всем везет сделать важное открытие или найти решение серьезного вопроса на пороге юности. Однако гений может появиться внезапно и где угодно, а правильно выстроенная система образования обязана его выявить и дать все необходимое для реализации как в фундаментальной, так и в прикладной науке. Из множества таких находок выстраивается как научная школа, так и экономика следующей технологической эпохи.
Михаил Скрипников
Фото автора















Купить электронную копию газеты