№67 (5972) от 3 сентября 2021
Писателю-фронтовику Григорию Люшнину исполнилось 100 лет
Судьбы русских писателей в годы Великой Отечественной войны – это горькие и славные биографии армейцев-фронтовиков. Но и в «неармейских» судьбах с неменьшим накалом отразился трагизм той далекой поры. Сложносплетенной в своих изгибах предстает и биография уроженца рязанского края – Григория Ивановича Люшнина. В Рязанской областной детской библиотеке вспоминают о нем как о частом госте, как о талантливом писателе и рассказчике. А в эту пору – и как о юбиляре: он родился 31 августа 1921 года, 100 лет назад.
Война в застенках
Григорий Люшнин родился в селе Высоком Рязанской губернии. В предисловии к сборнику «Каравай» со стихами о «природе, о близких людях рязанского края» он напишет: «Детство мое плескалось в родниковой воде двух небольших речушек – Шуринки и Плетенки, окружавших село Высокое, где я родился в трехоконной избе с тесовым крылечком». Вскоре маленький Григорий уже жил в Москве, куда переехали его родители. Но в строках Люшнина потом еще не раз прозвучала память о простых милых пейзажах малой родины:
…Дышишь – не надышишься,
Ходишь – не находишься,
Сердце, понимаешь,
Где сейчас находишься.
Пусть на месте домика
Лишь трава с дорожками,
Но в глазах, как памятник,
Бабушка с лепешками…
В столице Григорий окончил училище при заводе «Серп и молот». Тогда он уже начал заниматься писательством, посещал собрания заводского литературного объединения «Вальцовка». Весной 1941-го его призвали в ряды Красной Армии. С первых дней Великой Отечественной войны Люшнин – на фронте. Однако в 1941 году он получил ранение под Ригой и в бессознательном состоянии попал в плен к фашистским захватчикам: в каземат Вильнюсской крепости под горой Гедимина. А в 1942-м его вместе с большой партией пленных перевезли в концлагерь близ города Ней-Бранденбург.
Григорий Иванович провел в лагерях смерти четыре года. У него не было имени, а был только номер 87404. И были стихи…
Ели, немецкие ели.
Пули вас не задели.
Вы в низине стоите,
От войны в стороне.
Как же хочется выйти,
К вам, зеленые, мне!
Стихи поэта обошли много гитлеровских концлагерей. Их писали солдатской ложкой на тюремной стене. «А иногда просто на земле в условных местах тюремного двора первой попавшейся палочкой. Люди знали эти места. Во время дневных прогулок они приходили туда и читали стихи, заучивали их наизусть», – вот что подчеркивал Сергей Михалков в предисловии к одному из послевоенных сборников Люшнина «Удары сердца моего». Об испытаниях в лагерях смерти читаешь даже в заглавиях его стихов: «На расстреле», «Крошка хлеба», «Баня смерти», «В стенах ада».
Из Ниоткуда с надеждой
Но всегда в его стойкой душе жила жажда жизни и свободы. И об этом написано ничуть не меньше строк. А еще Григорий Иванович трижды совершал побег – и неудачно. За одну из попыток он был приговорен к расстрелу, пятнадцать минут стоял под прицелом автоматов, затем произошло чудо: казнь отменили. Он вспоминал о тех минутах:
Фашисты глядят исподлобья на нас
Своим непрощающим взглядом.
Как хочется мне разорваться сейчас
Огромным, как солнце, снарядом!
Однако Люшнин вновь бежал из плена вместе с товарищами в 1945 году. Более того, на несколько месяцев, вплоть до конца войны, он снова встал в строй, побывал в бою. А осенью 1945-го Григорий Люшнин вернулся в Москву. Его ждала такая несбыточная, когда-то обыденная человеческая жизнь, он работал электросварщиком на том же заводе «Серп и молот». Вечерами бывший узник концлагеря вновь посещал литобъединение «Вальцовка», которым тогда руководил писатель Юрий Яковлев. Вышли в печать его стихи и сборник «Не встают на колени солдаты», посвященные войне. Ну а его детскую поэзию еще раньше заметил сам Самуил Маршак.
В первом же детском сборнике «Моя песня» (1952 г.) автор ведет разговор с юными читателями о различных профессиях: о строителях, пекарях, водителях, столярах… Он еще много напишет о житейском, будто бы незатейливом труде и, наверное, об умении простого русского человека всему присвоить жаркую искорку, сделать дело от души:
Молодой кузнец Никита
Клещи длинные берет.
У клещей полуоткрытый,
Как у старой щуки, рот.
И кузнец клещами в пламя
Лезет, уголь ворошит.
Он железными клещами
Что-то вытащить спешит.
Раскаленную подкову
Зажимает щучий рот.
В таз с водою родниковой
Остудить ее кладет.
…В 1958 году Григория Люшнина приняли в Союз писателей СССР. Одна за другой выходили поэтические книжки для детей. Со своими стихами и воспоминаниями он приезжал в родные края в 1970–1980-х – неоднократно бывал в Рязанской областной детской библиотеке. И, конечно, он по праву занял свое место на страницах библиотечной «Литературной карты Рязанской области» (карты персоналий и памятных мест). Григорий Иванович может быть поименован как плодовитый автор: вышло не менее 38 изданий его книг. Это не только поэзия, но и проза – мемуары о жизни в плену, о войне. А также существуют переводы, выполненные им с черкесского и якутского языков.
Вырывая из забвения
К сожалению, на карте до сих пор не были указаны сведения о последних годах жизни писателя. В частности, очень долго не было совершенно никаких данных о судьбе Григория Люшнина после 1990 года. Однако, как это делалось неоднократно для пополнения «Литературной карты», в РОДБ упорно вели изыскания, пусть и заняли они около шести лет. И вот перед самым столетием писателя белое пятно его биографии было закрыто. Директор библиотеки Татьяна Окружная через систему запросов выяснила-таки, что Григорий Иванович умер 12 июля 1994 года в Москве. Библиотекари планируют сообщить эту дату и вовне, передать сведения тем, кто занимается творчеством писателя. Все это можно назвать малой толикой дани, которую здесь воздали доброй памяти Григория Люшнина.
А также в библиотеке объявляют областную акцию к 100-летию поэта.
В акции под названием «Человек № 87404» приглашены с 30 августа участвовать школы, библиотеки, творческие центры – все, кто работает с книгой и с подростками. В методическом отделе областной детской библиотеки подготовлен мультимедийный материал, с которым можно познакомить ребят из 5-9-х классов. Познакомить с «маленьким человеком», обычным и неординарным, который после отпущенных испытаний остался живым и, в общем, счастливым, а может, полюбил жизнь еще крепче.
Библиотека надеется, что это знакомство откроет не только для школьников, но и, вероятно, для взрослых забытое имя признанного в литературных кругах земляка, чьи строки стали уникальным художественным свидетельством о событиях военных лет.
В дни юбилея Григория Ивановича Люшнина библиотекари также просят откликнуться всех, кому известны крохи информации о его жизни, биографии. Его исключительная судьба все еще ждет своего завершения в изысканиях о нем.
Ольга Маслова, сотрудник Рязанской областной детской библиотеки