№79 (6183) от 18 октября 2023

Исполняется 4 года с того момента, как региональный оператор «Эко-Пронск» начал свою деятельность

Что изменилось с приходом регионального оператора и что сделано за это время? Об этом наш разговор с директором компании «Эко-Пронск» Валерием Матюхиным.

В.М. – Сразу скажу, что новая система обращения с отходами, основанная на введении института региональных операторов, показала свою жизнеспособность и эффективность. Раньше в области было более полусотни так называемых «серых» перевозчиков, которые за умеренную плату (поскольку сами они никому ни за что не платили) могли вывозить отходы куда угодно. Мы и сейчас пожинаем плоды их «деятельности».
До 2020 года баланс отходов по области существенно не сходился: в официальные места размещения было вывезено на 30 процентов отходов меньше, чем образовалось по статотчетам. Слабая материально-техническая база официальных перевозчиков, особенно в районах области, приводила к резкому ухудшению ситуации даже при малейших сбоях в работе или поломке техники. Треть территории области вообще не была охвачена плановой системой вывоза отходов. Не было и системности в оплате за услугу. Не велась работа по созданию мест накопления отходов, а более чем в 1000 городов и сел их и вовсе не было. Многие из имевшихся 31 объекта захоронения отходов эксплуатировались с грубейшими нарушениями санитарного законодательства и представляли собой, по сути, узаконенные свалки. В землю закапывались 99 процентов ценных вторичных ресурсов.
С введением новой системы обращения с отходами планово-регулярный вывоз был налажен дополнительно из 52 сельских поселений и более чем из 1,5 тыс. населенных пунктов. Близкий к 100 процентам охват плановым вывозом отходов сводит на нет предпосылки для создания несанкционированных свалок. Практически к нулю сведен баланс отходов. Вместо десятков «серых» перевозчиков появился единый региональный оператор.
Отмечу, что «Эко-Пронск» приступил к своей деятельности как региональный оператор, имея примерно 25-процентный запас по мощности транспортного парка. За неполные 4 года нами совместно с предприятиями-перевозчиками закуплено более 80 единиц новой техники. Мусоровозный парк обновлен практически наполовину. Закуплена специализированная техника для вывоза крупногабаритных отходов.
Кстати, учитывая пожелания руководства ряда районов, мы берем на себя функции местных перевозчиков отходов. Так, со второго полугодия этого года приняли к вывозу половину объемов Кадомского перевозчика и весь объем Пителинского района. Специально для этих целей закупили 2 новых мусоровоза. Все они оснащены системой ГЛОНАСС.
В городах и селах начали строить по типовым проектам новые контейнерные площадки с отсеками для контейнеров для вторичного сырья и КГО. В этом году впервые за много лет в областном бюджете заложена существенная сумма на эти цели. Появился новый тип контейнерных площадок – заглубленные контейнеры, где вся накопительная часть спрятана под землю, а сверху имеется лишь эстетически оформленный загрузочный люк.
Региональным оператором закуплено и безвозмездно передано органам местного самоуправления более 3,5 тыс. контейнеров и бункеров. Была перестроена система сбора отходов во многих населенных пунктах области. Начато внедрение двухэтапной системы вывоза ТКО с использованием мобильных МПП. Пока оборудованы 3 таких пункта, которые обслуживают 8 районов. В перспективе мы планируем создать сеть таких перегрузок вместо существующих свалок и полигонов, что позволит сконцентрировать в одном месте весь процесс глубокой переработки отходов и значительно улучшить экологический фон области.
Уже сейчас из списка задействованных объектов по захоронению ТКО исключено 15, как не отвечающих санитарным требованиям по технологии эксплуатации. В результате модернизации мусоросортировочного комплекса «Рязанский Скарабей» его пропускная способность увеличилась более чем в 2 раза при повышении качества и глубины переработки отходов. В настоящее время 80 процентов отходов, образующихся в области, сортируются на двух мусоросортировочных комплексах.

– И всё же для населения главная проблема – это переполненные контейнеры, неубранные площадки. Почему так получается?

В.М. – Отвечу. Реформа ТКО ещё далека от завершения. Например, региональные операторы созданы только для твердых коммунальных отходов (ТКО), которые в целом составляют не более 30 процентов от общего количества отходов производства и потребления. По закону твердые коммунальные отходы – это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Поэтому ветви, бревна, листва, старые заборы, шины, строительные отходы, ботва, навоз и т.д. не могут быть ТКО по определению и являются предметом отдельного договора.
Собственно, так и было до начала «мусорной реформы». Эти виды отходов специализированными предприятиями в рамках муниципального заказа отдельными потоками вывозились в места размещения. Но с приходом регионального оператора большинство посчитало, что именно он обязан вывозить абсолютно все отходы. А это совсем не так. Сфера деятельности РО – исключительно ТКО, что нашло свое отражение и в тарифном регулировании. В результате большой пласт отходов, не относящихся по закону к ТКО, оказался как бы бесхозным. Но хозяева есть – это собственники земельных участков, на которых располагаются КП или складируются данные отходы. К сожалению, в большинстве своём это муниципалитеты. С этой ситуацией в разной степени столкнулись практически все регионы. И каждый по-своему решал эти проблемы.
Вся суть вопроса – в зонах ответственности. Во всей этой цепочке очень много звеньев: Региональный оператор, ЦИОВ, ОМСУ, УК, ЮЛ, ИП, надзорные органы, общественные организации, население. Анализ обращений граждан в социальных сетях показывает, что из всех случаев несвоевременного вывоза отходов лишь малая часть на совести регионального оператора. Чаще всего это непроезды или запарковки, сломанные емкости или их недостаток. Но самая весомая причина – на контейнерных площадках и в контейнерах, изначально созданных для накопления ТКО, складируется большое количество не относящихся к ТКО отходов. Именно это чаще всего является предметом взаимных претензий и непонимания муниципалитетов, управляющих компаний и регионального оператора. А страдает в итоге рядовой житель.
Два года назад в порядке инициативы мы взяли на себя обязательство по вывозу всех отходов. Понадеялись на понимание со стороны администраций муниципальных образований, управляющих компаний, побуждая их к исполнению возложенных на них обязанностей по обеспечению чистоты и порядка на подведомственных территориях. Но чуда не произошло. Региональный оператор исправно 9 месяцев исполнял данные обязательства. Мы вывезли без оплаты около 150 тыс. кубометров отходов, не относящихся к ТКО, а это порядка 80 млн руб. Но практически ни одной контейнерной площадки за тот период не было благоустроено. Не проводилась разъяснительная работа с жителями и другими отходообразователями. На контейнерных площадках и вокруг них по-прежнему продолжался процесс бессистемного складирования не относящихся к ТКО отходов. Население дезориентировано и по-прежнему видит виновником всех проблем регионального оператора.

– Какие пути решения вы предлагаете?

В.М. – Мы очень благодарны действующему составу правительства Рязанской области, которое нашло время разобраться во всех тонкостях сложной системы обращения с отходами. По поручению губернатора области проведена серия совещаний с участием глав администраций муниципальных районов и городских округов, регионального оператора, профильных министерств и ведомств по выходу из сложившейся ситуации. Проведена большая работа по корректировке баз данных отходообразователей, как юридических, так и физических лиц. Близка к завершению работа по созданию полноценных реестров контейнерных площадок с информацией обо всех отходообразователях, которые пользуются конкретной КП. По поручению правительства области совместно с министерством ТЭК и ЖКХ, администрацией города Рязани была подготовлена и принята новая редакция Правил благоустройства города, которая содержит много нового и является действительно рабочим документом в вопросах наведения чистоты и порядка. Аналогичная работа начата и в других муниципалитетах. Кстати, правительство области активно продвигает законодательные инициативы и по корректировке отдельных федеральных законов и других нормативных правовых актов, направленные на повышение эффективности новой системы обращения с отходами.
Надеемся, что в ближайшее время ситуация изменится в лучшую сторону, поскольку объективных причин для дальнейшего усугубления ситуации попросту нет. Очень многое зависит от исполнения всеми участниками процесса возложенных на них действующим законодательством обязанностей. Это касается обустройства всех мест накопления отходов, установки нормативного количества ёмкостей для сбора отходов, а также ведения их реестра.
В настоящее время проходит пробную эксплуатацию независимый портал общественного доступа к информации о Территориальной схеме по обращению с отходами и состоянию контейнерных площадок «Следим за чистотой!». На портал будет иметь возможность зайти каждый желающий и увидеть состояние интересующей его контейнерной площадки, узнать, когда последний раз были вывезены отходы, когда следующий вывоз, узнать причину невывоза, если такое случилось. Мы одни из первых в РФ, кто пошел на этот шаг. Главные задачи нового проекта – повысить информированность граждан, уменьшить количество ненужных звонков, и в то же время повысить ответственность перевозчиков и управляющих компаний. К полному доступу с учетом поступивших замечаний и предложений портал будет готов уже в ближайшее время.

Валентина Севостьянова (фото)
Валентина Севостьянова (текст)
Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое