№37 (6341) от 16 мая 2025
В РИАМЗ открылась выставка, посвящённая одному из самых узнаваемых художников советской эпохи
Посетители могут увидеть более ста полотен кисти Александра Александровича Дейнеки из коллекции Государственного Русского музея и Курской государственной картинной галереи. Экспозицию приурочили к 125-летию со дня рождения мастера.
Его называют романтиком соцреализма, певцом новой жизни, превосходным иллюстратором и мастером плакатной живописи, в которой отразилась эпоха. Но кем бы ни был Дейнека, он прежде всего – большой художник, тонко чувствующий время и чаяния людей.
Мускулистые, атлетически сложенные, устремленные в будущее строители новой жизни зовут к великим свершениям. И не просто зовут – вдохновляют своим радостным отношением к окружающему миру, предстающему на полотнах исключительно в светлых тонах. Даже динамика многих сюжетов богатырская, будто перед тобой не обычные люди со своими слабостями и ленью, а мифические могучие атланты, восставшие из небытия. Так и кажется: проснешься утром, отдернешь штору, выйдешь на балкон, а там расплескалась заря новой жизни: лучезарной, доброй, восхитительно прекрасной. И наступила эпоха всеобщего преображения. Утопия? Нет. Большой модернистский проект, обещавший стране невиданный рывок к процветанию.
Возврат интереса к советской живописи – это, конечно, и дань моде, и следование принятому нынче общественно-политическому дискурсу, и реальная потребность к созданию новых форм общественного устройства. Кто нам их подскажет? Конечно, живописцы! Именно они умеют извлекать на свет скрытые под пластом повседневности настроения, им открываются тайны, они проникают в суть вещей.
В числе первых посетителей – губернатор Павел Малков. Экскурсию для главы региона, сенаторов и других почетных гостей провела ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, главный специалист по изучению творчества А.А. Дейнеки Алиса Любимова.
– Нахожусь под большим впечатлением. Обязательно приду на выставку ещё раз, чтобы внимательно рассмотреть каждую работу, и своим коллегам буду ее рекомендовать, – сказал Павел Викторович, поблагодарив министерство культуры РФ, Государственный Русский музей, Курскую государственную картинную галерею и РИАМЗ за предоставленную возможность наслаждаться шедеврами выдающегося художника до 7 сентября.
Председатель областной Думы Аркадий Фомин выразил признательность губернатору за то, что рязанцы имеют возможность знакомиться с лучшими образцами отечественного и зарубежного искусства благодаря договорённости Павла Викторовича Малкова с министерством культуры РФ и совместным проектам.
Выставка интересна прежде всего тем, что показывает творчество Александра Дейнеки в развитии – от ранней графики 1920-х до поздней большеформатной живописи конца 1950–1960-х. Молодость и спорт, сельские пейзажи и индустриальные мотивы, заграничные путешествия – большой зал вместил различные жанры и многие любимые темы мастера, от лирических этюдов до агитационных плакатов, от эскизов и набросков до крупных полотен, сюжеты которых поднимаются до символических обобщений, от скульптуры до мозаики.
«Без всякого преувеличения можно сказать, что Александр Дейнека был живописным рупором советского общества. Он чувствовал себя свободно и в книжной графике, и в искусстве плаката, и в масляной живописи. Из-под его рук выходили натюрморты, пейзажи, портреты, жанровые сцены, монументальные исторические полотна, мозаика. Экспозиция «Певец новой жизни» охватывает все периоды творческого пути Александра Дейнеки, – сказала, открывая выставку, директор РИАМЗ Инесса Фельдман.
В ряду самых известных полотен Дейнеки, поднятых до символического значения, его картина «Оборона Севастополя», отра-зившая подвиг моряков в 1942 году. Военная живопись тоже представлена в экспозиции. Это картины «Перед наступлением», «Сбитый ас», «Народ в Великой Отечественной войне». Легендарное полотно «Оборона Севастополя» не включено в собрание лишь потому, что находится на другой выставке в России.
Работы различны по технике исполнения: карандаш, черная и цветная акварель, тушь, масло… Дейнека умел быть разным в творчестве: агитатором, созерцателем, мечтателем и лириком. Достаточно взглянуть на серию плакатов «Работать, строить и не ныть», «Механизируем Донбасс» и постоять рядом с живописными этюдами, навевающими романтические настроения, чтобы почувствовать масштаб дарования художника, относившегося к скульптуре, мозаике, графике, живописи как к поэзии. «Я люблю чистый звонкий кусок цвета какой-нибудь краски», – говорил он. Каждый пишет, как он дышит.
Персональная выставка А.А. Дейнеки проходит в Рязани впервые при поддержке министерства культуры РФ.
6+
Димитрий Соколов
Фото автора