№98 (6302) от 20 декабря 2024
Комедия «Ревизор» (16+) в Театре на Соборной стала заметным событием в культурной жизни Рязани
«Пропуск» в уездный город, из которого «хоть три дня скачи, ни до какого государства не доедешь», зритель получает уже вместе с театральной программкой.
Про ларчик и ключик к нему
С выдумкой сделана её обложка: вся сплошь изображениями ассигнаций усыпана. В них первый и главный посыл – ключ к пониманию нравов этого гоголевского города – деньгами все проблемы решишь и все двери в кабинетах чиновников откроешь. Ведь неслучайно Хлестаков (его роль очень талантливо играет Николай Ребров) в сцене приёма чиновников, оробев сначала, быстро приходит в себя и начинает намекать им, чтобы «одолжили» ему денег, а потом уже в открытую просит их. И самое большое удовольствие Иван Александрович испытывает в момент, когда, сосчитав полученное, осознает: «За тысячу перевалило!» Эта личная кульминация на несколько мгновений превращает его в абсолютно счастливого человека. Оригинально автор решает и исход из города этого героя. На самых лучших лошадях (городничий лично о том распорядился) он безнаказанно уезжает по своим надобностям.
Музыкальное вступление быстро погружает тебя в атмосферу ожидания чего-то необычайно тревожного. Оно буквально зависает в воздухе, и когда ты видишь городских чиновников, усевшихся за одним большим столом, весьма причудливым, покрытым зелёным сукном, то уже предчувствуешь: вот-вот произойдёт что-то из ряда вон выходящее. Замечу, что музыка спектакля – больше, чем оформление. Она – самостоятельный герой. Произведения Альфреда Шнитке и Владимира Устинова ещё долго звучат в голове после того, как опустится занавес.
Страх – источник «движухи»
Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский (в этой роли блистает почётный работник культуры и искусства Рязанской области Владимир Баранов) пуще всего боится «инкогнито проклятое». Чиновник из Петербурга Хлестаков до дрожи в коленках боится, что за неуплату долгов в гостинице его упекут в тюрьму. В первой встрече этих двух героев (сцена разыграна по всем канонам классической комедии положений) главным персонажем оказывается страх. Это он лишает городничего, «очень неглупого по-своему человека», житейского опыта во взгляде на Хлестакова. Неслучайно с горечью потом признаётся в том Антон Антонович: «Сосульку, тряпку принял за важного человека!.. Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто ни на полмизинца не было похожего».
Это страх заставляет «приглуповатого, без царя в голове» Хлестакова заикаться, бледнеть и съёживаться при первых словах в ответах городничему. Он судорожно оттягивает неизбежный, как ему кажется, момент, когда его поведут в тюрьму…
Страх быть раскрытыми в своих неблаговидных махинациях движет всеми городскими чиновниками. И все они стараются избежать ответственности лишь одним проверенным способом – дать взятку ревизору. Им, немало искушённым в подобного рода ситуациях, конечно же, удаётся провернуть и это «дельце». Да только неувязочка вышла: ревизор оказался не настоящий. И снова, ещё большим страхом поражённые, замирают они в немой сцене…
Как живые
Принципиально важно, что постановка Марины Есениной ни на йоту не отступает от гоголевской пьесы. Актёры играют свои роли, учитывая «ХАРАКТЕРЫ И КОСТЮМЫ. Замечания для господ актёров», сделанные самим автором. И им это удалось, по-моему, на 200 процентов.
Не могу не поделиться: Марина Заланская в роли жены городничего не играет, а попросту живёт. Настолько органична она в образе «провинциальной кокетки». Очень любопытная, она и мужем руководит, а с дочерью общается таким тоном, что восхищаешься каждый момент, когда видишь её на сцене.
Костюмы чиновников одинаково серые – их однородность особенно подчёркнута. А вот домашние халаты с эполетами выражают семейственность нравов городских чиновников, у которых всё запросто…
Людмила Трухина
Фото автора
















Купить электронную копию газеты