Мария Тухватулина (Мария Адильевна Скуба)

Родилась 17 апреля 1993 года в Рязани, детство прошло в селе Занино-Починки Шиловского района. Выпускница факультета русской филологии и национальной культуры РГУ им. С.А. Есенина. Член рязанского отделения Российского союза профессиональных литераторов и Союза журналистов России. Автор трех книг. Вела программу о рязанских поэтах #ВРИФМУ на канале КТВР.

Финалист “Филатов-Феста – 2017” и суперфиналист Чемпионата поэзии имени Маяковского – 2017. Лауреат фестиваля “Всемирный день поэзии – 2019”. Финалист конкурса интересной поэзии “Собака Керуака – 2020”. Призер конкурса романтической поэзии “Витражная строфа – 2022”. Стихи (https://vk.com/mezhdu_strok) публиковалась в журналах “Бельские просторы”, “Александръ”, “ЛИФФТ”, в альманахе “Образ”, на портале «Ревизор.ru», звучали на «Литературном радио».

Билибинское

Чего боишься – то тебя и манит.
Огарок свечки в штопаном кармане,
Собрать в платочек крошки кулича.
Когда запьёшь живою из ключа,
То мёртвая польётся сквозь воронку.

Чего желала – то тебя и сгложет,
Раз милый морок был тебе дороже,
Чем мир живых. Деревья обступают.
Как крашенку, с души обколупают
Что нажито. Где рвётся, там и тонко.

Что отпустила – то с тобой навечно:
Родной очаг, мальчишка бессердечный…
Так вьётся нить волшебного клубка –
Всё дальше в лес, тропою колобка,
Пока из рук не выскользнет концовка.

2022 г.

***

Большая вода отступила,
но возле обочин стоит, –
наевшись дорожною пылью,
все реки стекают в Аид,
с приходом весны опустевший,
как сердце дожившего до.
В садах расцветают черешни,
умытые этой водой.
Что с неба слетающим звёздам
до шороха ветхих страниц?
Хранят ещё теплые гнезда
скорлупки пасхальных яиц.

2022 г.

***

Записки от старых друзей
Истлеют — но не до конца.
Ты в памяти носишь музей,
Он четче на пальце кольца.

Как будто любой календарь
Готов перепутать листы.
Вот Пасха, а вот Коляда,
Вот ближнего время простить.

У времени почерк врачей,
Который так трудно понять,
А в доме всё меньше вещей,
Которые старше меня.

2020 г.

Чудовище

Чудовища красивы. Их глаза
похожи на бездонные колодцы.
Чудовище, не зная, что сказать,
уходит от ответа
и смеется.

Так, привыкая к собственным чертам,
знакомится душа с неловким телом —
ответ на нежность — уголками рта,
зрачками — на просвет в конце тоннеля.

Чудовище не знает, что оно
при внешней мнимой хрупкости — жестоко.
В осенней акварельности тонов
так трудно оставаться одиноким.

Так странно в одночасье осознать,
что движет сонмом выбравших свободу,
и щуриться на солнце, как со сна,
играть с огнем, казавшись беззаботным.

Чудовище торопится забыть
и, в то же время, что-то тщится вспомнить.
Качаются фонарные столбы,
вселенная, лишенная опоры.

Вскипают волны, тает тонкий лед,
на счастье разбивается посуда.
Чудовище, нашедшее свое,
однажды сокращается до чуда.

2015 г.

Алиса, или Куда уходит детство

Однажды дождливым утром Алиса проснулась взрослой.
В нехитрой системе жанров все сказки остались в прошлом.
Алиса расчешет косы, и кто-то ей сварит кофе.
С годами стал как-то строже её аккуратный профиль.

Алиса любима жизнью – по вазам бутоны лилий.
Пылятся на книжной полке Пелевин, Бальзак, Тит Ливий…
Паланик сожжён бойфрендом, Коэльо – самой Алисой.
Они оба любят регги. Не любят соседи снизу.

И вроде бы всё как надо – Алиса в ладах с мейнстримом,
Уверена – те, кто рядом, не пустят ей пулю в спину,
С учёбой – и там порядок, сданы без проблем зачёты,
И средь облаков улыбку не чертит уже в блокнотах.

Ты помнишь их всех, Алиса? Боялся разлуки Чешик,
Вдоль края доски печально бродили слоны и пешки.
А Шляпник – того всех жальче, как знал: не вернёшься больше.
Уйдёшь – и забудешь напрочь. Ты вырастешь, если проще.

Когда-то читала мама, что так умирают сказки,
Когда в них не верим больше, когда надеваем маски.
Сказала: «Нет в мире чуда», – и книжка упала с полки.
Теперь поливай слезами, живою водой – что толку…

Того и боялся Шляпник, он знал, что убьёт забвенье,
И зря заготовил с Соней к зиме для тебя варенье.
Пока ты накрасишь губы – истлеет дворец волшебный.
Ведь ты их не помнишь, правда?
Ни капельки.
Совершенно.

2012 г.

***

Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы, тоненькие веночки.
На платформе зябкой курит Ерофеев Веничка.
Есть такой момент в незримой тайне мироздания —
Прекращает быть искусство высшим оправданием.
Помнишь, как ты торопилась постигать азы?
Не уронит комсомолка по тебе слезы.
Раз — в тетрадку, два — в книжонку, в ад кромешный — три.
Как же жить теперь с глагольной рифмою внутри?
Буква Ю горчит полынью, греется во рту.
За окошком неудобья в зное и цвету.

2016 г.