
Агентство по CRM-маркетингу Email Soldiers открылось в Рязани одиннадцать лет назад и первые полгода, как часто случается с новичками, работало в ноль. Сегодня это лишь одна из компаний, которые входят в CRM-group. В этом объединении работает около ста сотрудников со всей России, а прибыль исчисляется миллионами.
О развитии рязанской ИТ-компании мы беседуем с ее основателем и генеральным директором Иваном Ильиным.
– Иван, как и кому пришла бизнес-идея?
– К 2014-му я уже несколько лет работал в компании, которая решала маркетинговые задачи на зарубежном рынке. В России CRM-маркетинг только зарождался. На отечественном рынке труда практически не было специалистов, кто бы работал в этом направлении.
Представители российского бизнеса часто обращались ко мне за помощью: улучшить коммуникации с клиентами, внедрить автоматизацию, email-маркетинг. Когда количество запросов стало расти, а мы с партнером перестали справляться в одиночку, пришла идея открыть агентство и занять свободную бизнес-нишу.
– С чего начали свой путь в ИТ, и на чем специализируется компания сегодня?
– Первые четыре года было только агентство по CRM-маркетингу – Email Soldiers. Оно помогало бизнесу удерживать клиентов с помощью email-рассылок, пуш-уведомлений, СМС.
Теперь Email Soldiers – только одна из компаний, которые входят в CRM-group. Так называется объединение всех маркетинговых агентств и ИТ-команд в России. В нем занимаются почти всем, что нужно для привлечения и удержания клиентов: например, email-, контент- и перформанс-маркетингом, аналитикой, разработкой ИТ-продуктов и так далее.
– Первый продукт – что это было?
– В 2014-м году я написал пост в соцсети. О том, что есть маленькая команда, которая поможет с email-маркетингом. Так пришли несколько первых компаний на ежемесячное обслуживание. Среди них – компания «Амедиатека» и мэрия Москвы с проектом «Активный гражданин». Внедряли для них email-маркетинг.
Так как мы организовали интеграционный бизнес по агентской модели, нам не нужны были инвестиции: мы сначала привлекли нескольких клиентов, а потом делали продукт. С тех пор оказали услуги более чем 400 клиентам. Среди них – Burger King, «ВТБ», «Л’Ореаль», «Тинькофф», застройщики ПИК, «Самолет».
– Кто сегодня трудится в штате компании?
– 93 человека: 60 женщин и 33 мужчины. Средний возраст сотрудников – 32 года, то есть команда у нас молодая, гибкая и динамичная.
Работаем гибридно: часть времени в офисе, часть — удаленно. Примерно 60% сотрудников из Рязани. Остальные работают удаленно по всей России, пару раз в год приезжают в Рязань пообщаться с основным костяком команды.
Все сотрудники с разным образованием: есть и технари, и гуманитарии. Но для работы в CRM-group изначальный профиль обучения не играет главную роль. Все необходимые навыки для работы ребята приобретают на практике или на специализированных онлайн-курсах.
– Думаете ли о расширении штата, и, если находитесь в поиске специалистов, то на что при приеме сотрудников в первую очередь обращаете внимание?
– Глобального расширения не планируем. Но мы почти всегда открыты к новым кандидатам: кто-то получает повышение, кто-то меняет карьерные перспективы и уходит из компании, и на места этих сотрудников нужны новые специалисты.
В основном новичков привлекаем с помощью одного из самых известных агрегаторов вакансий — HeadHunter , оттуда приходит больше всего откликов. Интерес к нашей компании у соискателей ощутимо возрос, когда мы вошли в топ-20 работодателей по версии hh.ru. Мы попали туда за счет развитой HR-функции, хорошей узнаваемости и лояльности среди соискателей, а также высокого уровня удовлетворенности условиями труда со стороны наших сотрудников.
Второй канал привлечения будущих специалистов – наш местный радиотехнический университет. Там мы проводим лекции, конкурсы и презентации компании. Если нам удается заинтересовать студентов, мы предлагаем им пройти стажировку.
В своем блоге и на сторонних площадках вроде vc.ru рассказываем о нашей внутрянке. Например, как мы строили программу психологической поддержки сотрудников, какие у нас ценности, как мы к ним пришли, чем руководствовались в их выборе и так далее. Теперь этот блог также стал одним из каналов привлечения опытных специалистов: он помогает нам сразу познакомить новичков с нашими ценностями, подходом к работе, выстроенными процессами и, соответственно, привлечь сразу тех сотрудников, которые их разделяют.
Еще часть специалистов приходит по рекомендациям друзей или из соцсетей, где мы публикуем свои вакансии.
– Что касается стажеров-студентов, есть ли специальные программы для молодых ребят?
– Пока программ стажировок у нас нет, но мы планируем внедрить их в будущем. Сейчас на стажировку можем взять при личном обращении. Рассматриваем студентов технических, ИТ и маркетинговых направлений. Для джуниор-специалистов требования невысокие – в первую очередь учитываем желание расти и способности к обучению.
Беседовала Екатерина Детушева


