№72 (6376) от 26 сентября 2025

Писатель Анатолий Овчинников был ещё и журналистом

Он родился в Ухоловском районе и впервые напечатал свой материал в ухоловской районной газете «Колос» в 1971 году. Звали пятнадцатилетнего начинающего автора Толя Овчинников, и в родном селе Александровка его знали все – от мала до велика.

Заявка на профессию

Здесь, в родном селе, Толя закончил школу-восьмилетку и уехал учиться в Рязань – в железнодорожное профтехучилище №4. Тогда он и прислал свою первую заметку в районную газету, не предполагая, что сделал тем самым заявку на свою будущую профессию – писателя. Как-то само собой так вышло, что написание текстов вошло у Толи Овчинникова в привычку. И когда после окончания училища он уехал работать электромонтером в Керчь, там тоже писал заметки в местную газету.

В 1975 году девятнадцатилетний Анатолий Овчинников вернулся из Крыма в Рязанскую область и работать начал в захаровской районке «Путь Ленина». Молодого журналиста заметили в областной газете «Рязанский комсомолец», позвали на работу в Рязань. В 1976 году Анатолий вступил в Союз журналистов СССР, таким образом приобщившись к профессии. Он писал рассказы и очерки, публиковал их, пристально вглядываясь в современность, в своих сверстников – умелых, памятливых, счастливых и не очень. В 1979 году он участвовал во Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве и вскоре поступил в Литературный институт в Москве.

В литинституте он учился заочно и получил диплом в 1985 году. А годом раньше в издательстве «Молодая гвардия» вышел его первый сборник рассказов «Душевный инструмент». Началась писательская стезя в жизни Анатолия Овчинникова.

«Возьмите меня на БАМ»

Как раз в это время Анатолий Павлович узнал, что агитпоезд ЦК ВЛКСМ «Комсомольская правда» в очередной раз отправляется к строителям Байкало-Амурской магистрали. Была тогда такая удивительная форма работы с участниками всесоюзных комсомольских строек – агитпоезд. То есть это был действительно полноценный пассажирский поезд, в котором отправлялись в дальнюю дорогу писатели, артисты, лекторские группы, сотрудники музеев вместе с экспозицией, музыканты, журналисты. Они устраивали встречи с интересными людьми, лекции, экскурсии, концерты, дискотеки для молодых жителей дальних городов и поселков. Работали один день на одном месте и двигались с поездом дальше. Это были непростые экспедиции со своими проблемами, трудностями, радостями, впечатлениями, встречами и расставаниями.

Агитпоезд «Комсомольская правда» приезжал на строительство БАМа неоднократно в течение десяти лет, пока строилась магистраль. В эту поездку 1985 года отправлялась творческая бригада из Рязани, и возглавляла ее работник Рязанского обкома ВЛКСМ Ирина Астахова. Вот ее и попросил взять с собой в командировку на БАМ бывалый уже журналист и начинающий писатель Анатолий Овчинников. Сделать это было непросто. Дело в том, что местных журналистов в рейсы агитпоезда ЦК ВЛКСМ, как правило, не брали. Журналист ведь не артист – не пляшет и песен не поет. И все-таки вопрос как-то удалось решить. Анатолий Овчинников на БАМ поехал. Вместе с ансамблем «Радуница» и дискоклубом «Андромеда» Рязанского комбайнового завода.

Зазор на стыке

Он написал потом очерк «Дорога в завтрашний день», который публиковался в двух номерах «Рязанского комсомольца» подряд. В нем, конечно, нет ничего о трудностях жизни на БАМе, больше – о преодолении трудностей, об удивительной дороге, построенной сверхусилиями молодых людей в труднейших природных условиях. О них, например, такой вот абзац из очерка: «Вагон нещадно болтает на стыках рельсов. И вовсе не от того, что некачественно сработали монтеры пути – уж в этом их никак не упрекнешь – а потому, что зазор на стыке здесь делается намного больше, чем в средней полосе. Резкие колебания температур требуют этого».

Одна только деталь, а как о многом она говорит. А чего стоит замечательная история про письмо, которое написали ученики 5 класса рязанской школы №43 знаменитой бригаде Ивана Варшавского, принявшего участие в укладке золотого звена при завершении строительства БАМа. В письме было написано: «Здравствуйте, Иван Николаевич. В вашей бригаде работает отец нашего одноклассника Любомищенко Сергей Михайлович. Мы от него узнали, что ваша бригада носит имя 68 десантников Константина Ольшанского. Пионеры нашего класса решили узнать о подвиге десантников. В библиотеке нашли книгу «Созвездие Ольшанцев». Все прочитали, и нам захотелось, чтобы наш пионерский отряд носил имя Ольшанского… Отец Дениски оформил в нашем классе фотостенд о БАМе и рассказал нам о вашей бригаде».

Десантники Ольшанского

Письмо ребят показала Анатолию Овчинникову заведующая музеем БАМа Вера Лаврушкина. А история десантников Ольшанского требует особого уточнения. Константин Ольшанский – командир легендарного десанта в оккупированный фашистами Николаев в марте 1944 года. Тогда горстка морских пехотинцев захватила плацдарм и двое суток удерживала его, отразив 18 атак гитлеровцев и уничтожив свыше 700 вражеских солдат и офицеров. Оставшиеся в живых герои-десантники тогда дождались помощи. При содействии штурмовиков Ил-2 морские пехотинцы отбили 18-ю атаку гитлеровцев. Она стала последней. Из всего десанта в живых осталось 11 человек, раненых и обожжённых, пятеро – в тяжёлом состоянии.

После этого боя 384-му отдельному батальону морской пехоты было присвоено почётное наименование «Николаевский». 20 апреля 1945 года все 55 моряков-десантников были удостоены звания Героя Советского Союза. Через 20 лет звание Героя посмертно присвоили и пареньку-лоцману Андрею Иванову, который вместе с пехотинцами вёл бой, и двум связистам и десяти сапёрам, а также проводнику из числа местных жителей.

Тогда Анатолий Овчинников не знал подробностей о героях-десантниках. Он рассказал о письме, прочитанном в музее на комсомольской стройке. Но согласитесь, как трогательно история подвига морских пехотинцев вдруг получила продолжение на строительстве БАМа и в обычной рязанской школе ровно 40 лет назад.

А тут артисты

А еще Анатолий Павлович рассказал о том, как на БАМе любили стихи Сергея Есенина и с какой радостью слушали выступления нашего знаменитого ансамбля «Радуница», поющего есенинские песни. Вот ансамбль репетирует прямо в вагоне на станции Тында. И постепенно с вокзала к поезду, стоящему на рельсах, потянулся народ – послушать песню. И мужичок в стеганых ватных штанах, теплой куртке и шапке с эмблемой железнодорожника радуется своему открытию: «Я думал в этом поезде военные едут. А тут артисты…»

Анатолий Павлович был поражен масштабами стройки, побывав на угольном разрезе, в прямом смысле, не мог прийти в себя, когда увидел гигантский самосвал, занятый на перевозке угля. А первородная чистота местных рек! А непривычный облик новых поселков и городов на трассе БАМа! Обо всем хотелось рассказать Анатолию Овчинникову. Но газетная полоса не резиновая. Всё на ней не уместилось. Однако острый глаз и наблюдательность журналиста автору удалось проявить в путевых заметках с БАМа.

Сборник – второй и последний

Писательская судьба Анатолия Овчинникова была недолгой. В 1988 году издательство «Современник» выпустило второй сборник рассказов Анатолия Овчинникова «Родные и близкие», а в следующем 1989 году он стал членом Союза писателей СССР. При его активном участии была создана газета рязанских писателей «Рязанское узорочье», он стал ее редактором, а позднее возглавил издательство «Узорочье».

В 1990 году Анатолий Павлович был избран ответственным секретарем Рязанского отделения Союза писателей Российской Федерации и занимался этой работой до 1993 года. А потом он заболел и не смог продолжить творческую работу.

Скончался Анатолий Павлович 19 июля 2003 года в деревне Авдотьинка Шиловского района Рязанской области. Похоронен на родине, в селе Александровка Ухоловского района.

11 октября 2023 года на здании Дома культуры села Александровка Ухоловского района Рязанской области была торжественно открыта мемориальная доска члену Союза писателей СССР и России, прозаику и публицисту Анатолию Павловичу Овчинникову.

Ирина Сизова
Фото из личного архива Ирины Астаховой

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое