№53 (5958) от 16 июля 2021

Ну, вот мы и дожили до того момента, когда финграмотность начинают внедрять в умы первоклассников. Надо ли это? Однозначно! Почему? Потому что рост кредитования в нашей стране идет темпами, опережающими рост доходов населения. Чем это грозит? Например, тем, что произошло в I квартале 2021 года – прирост числа банкротств граждан составил 81,5%.

Итак, уже с 1 сентября 2022 года, то есть через год с небольшим, преподавание финансовой грамотности в школе станет обязательным. Это закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования. А разработаны они были при активном участии Банка России.

В начальной школе элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как «математика» и «окружающий мир». С первых классов у школьников будут формировать навыки безопасного поведения в интернете, в том числе при совершении финансовых операций. Их также будут учить, как анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. А ученики 5–9 классов при изучении обществознания, математики и географии перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.

Кроме того, школьники должны будут научиться самостоятельно составлять и заполнять простые формы и документы – заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.

По словам российского заместителя министра финансов Михаила Котюкова, к 2023 году изучение проблематики финансовой грамотности в том или ином формате охватит 100% школьников и студентов.

Звучит оптимистично, не правда ли? Как будет осуществляться обучение? По словам все того же чиновника, над включением элементов финансовой грамотности в школьную программу уже несколько лет трудятся специалисты методических центров на базе НИУ ВШЭ и РАНХиГС, Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России. Подготовлено семь программ повышения квалификации педагогов, обучение по которым уже прошли около восьми тысяч учителей. Разработаны учебно-методические комплекты для школьников 2–11 классов, учителей и родителей: 17 миллионов экземпляров таких пособий уже поступили в 51 российский регион.

Но и на этом Минфин останавливаться не собирается. Интегрировать элементы финансовой грамотности хотят не только в программы школ, средних специальных образовательных организаций и вузов, но и детских садов.

А пока мы планируем будущее поголовное финпросвещение, дошкольники и ученики начальных классов с удовольствием смотрят «Азбуку финансовой грамотности» от Смешариков, в которой любимые круглые герои рассказывают, откуда берутся деньги и как их тратить, чтобы хватило на игрушку и осталось на мороженое. А ребята постарше активно участвуют в неделях финграмотности для детей и подростков и дают такие рекомендации нам, взрослым:

1. Трать чуть меньше, чем получаешь.
2. Веди учет накоплений и расходов.
3. Планируй покупки заранее и не ведись на рекламу.
4. Не живи в долг.

Судя по этим советам, наши дети итак уже довольно подкованы финансово. Возможно, их родители тоже? А проблема закредитованности населения не в нашей повсеместной безграмотности, а в том, что в условиях снижающихся доходов ничего большинству не остается, как лезть в долги?


Самое читаемое