№6 (6210) от 26 января 2024

Наступивший 2024 год объявлен в России Годом семьи. Особое внимание будет уделено сохранению традиционных ценностей, к которым относятся верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. А самое главное – любовь, с которой все начинается. Которая меняет человека и его мировосприятие, хотя этот личностный рост порой бывает довольно болезненным. Обсудим несколько кинолент и их сюжетные «пары», очевидные и не очень, чтобы еще раз убедиться – каждое чувство уникально, но в разные эпохи люди одинаково ждут самых главных слов. Любовь побеждает всегда, даже когда, казалось бы, последнее слово оказалось за разлукой и прочими превратностями судьбы.

«Ещё один год» (16+) и «С любимыми не расставайтесь» (12+)

Кино Оксаны Бычковой является вольным ремейком фильма «С любимыми не расставайтесь», где главные роли исполнили легендарные Александр Абдулов и Ирина Алферова. В свою очередь, он снят по одноименной пьесе Александра Володина. В обеих картинах муж и жена принимают непростое решение – расстаться. Для старшего поколения проблема развода усугублялась общественным порицанием, для нынешней молодежи это скорее причина для личных сожалений о напрасно потраченном времени, ведь все вокруг спешат жить и строить свое будущее. Но что делать, если вместе непросто, а любовь в сердце еще жива?
Начало прошлого десятилетия. 25-летние Женя и Егор Комаровы испытывают сильные чувства друг к другу, но живут будто в параллельных мирах. Он таксует по ночам, она – дизайнер в модной редакции. Разные интересы, компании, планы на жизнь. Естественно, ссоры вспыхивают все чаще, возникают поводы для ревности. Если в советском «первоисточнике» все началось с бракоразводного процесса, то здесь мы видим, как ребята приближаются к роковой черте постепенно. Как они моют посуду после вечеринки, вместе смотрят фильмы по вечерам, выбирают в магазине новую куртку, красят стены… Режиссер выбрала особый язык, в котором важное место отведено бытописанию.
Катя и Митя в конце семидесятых проходят через похожие испытания. Семейная драма приводит их в зал суда, где строго и сухо всем незадачливым парам задают одни и те же вопросы: как, мол, дошли до жизни такой? Неловкость, унижение, стыд будто даже отодвигают на второй план горькие мысли о несбывшихся мечтах. Однако тоска по бывшему мужу и тревога за него доводят героиню до нервного срыва. Нашу же современницу Женю на больничную койку уложил банальный аппендицит. Но, так или иначе, в уязвимом состоянии уже попросту нет сил кривить душой, а тот, кто почти потерял близкого человека, понимает, наконец, что главное – просто быть вместе, постаравшись оставить в прошлом обиды и недоверие.

«Страсти по Матвею» (16+) и «Ла-Ла Ленд» (18+)

«Страсти по Матвею» довольно быстро стали называть православным «Ла-Ла Лендом». Что между этими фильмами общего? Пожалуй, старая как мир мудрость «Если любишь – отпусти». И тема поиска компромисса между любовью и призванием.
Юный Матвей – алтарник в православном храме. Его воспитывали как продолжателя династии священников, да он и сам мечтал о служении с детства. Перспективы впереди маячат неплохие – место настоятеля в новенькой церкви. Не хватает одной детали – для рукоположения Матвей должен быть женат. Найти невесту нужно за месяц. Кажется, это вовсе не проблема, ведь столько барышень хотят стать матушками. Но парень не встречает своей единственной ни на иконописном и регентском факультетах родной семинарии, ни на сайте знакомств для верующих. Ему хочется настоящей любви, которая «всегда не по правилам». И тут на его пути появляется дерзкая и эффектная Агата – девушка, как говорится, совсем другого круга. Играет ее Валери Зоидова, известная по сериалу «Король и шут» (18+). Агата – художница, которая берется за любую работу – расписать ли стены храма, или бить татуировки в салоне. Ради нее Матвей готов на все, даже пойти против воли родителей. Но к чему это приведет?
Важно одно: в начале фильма робкий семинарист сбивается посреди импровизированной проповеди, а ближе к финалу возвещает горячо и без запинки: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит…» Эта история научила его самопожертвованию ради ближнего, сделала мудрее. А значит, случилась не напрасно.
Герои же голливудского мюзикла поют и танцуют, Писание не цитируют, но показывают пример отношения к неслучившемуся счастью. «Ла-Ла Ленд» – это история творческой пары, Мия и Себастьян выбирают между карьерой и личной жизнью. Оба амбициозны, но общий интерес не объединяет их, а наоборот, отталкивает друг от друга. Но на память об этих отношениях у них остается светлая грусть и благодарность. Концовка фильма напоминает нам, что у всего есть цена. Особенно, если речь об исполнении заветной мечты. Личным счастьем на пути к славе и деньгам очень многим пришлось пожертвовать.

«Кто нибудь видел мою девчонку?» (18+) и «Разрисованная вуаль» (18+)

И снова о творческих людях, их ярких чувствах и непростых судьбах. Фильм Ангелины Никоновой основан на невыдуманной истории любви. Сценарий написан по мотивам романа Карины Добротворской, посвященного ее бывшему мужу – известному кинокритику. Фамилии супругов, а также имя главной героини слегка изменены. Анна Чиповская и Виктория Исакова поочередно появляются на экране, представляя настоящее главной героини и ее драгоценные воспоминания. Кира и Сергей – одна из самых красивых пар богемного Петербурга начала девяностых. Влюбленность студентки в преподавателя оказалась взаимной, все было как в кино, о котором так много говорят гости Добровольских. Но в отношениях наступает кризис: Кира теряет надежду стать матерью, а Сергей так и не воплотил замысел собственного фильма, весь талант направляя на газетные статьи. Реального Добротворского действительно помнят как блестящего обозревателя, который больше всего боялся написать «среднюю» статью, тщательно подбирал каждое слово и единственно верную интонацию. Но супруга помнит, что он мечтал о большем.
Однажды Кира уезжает в другой город и создает новую семью, рожает долгожданного ребенка. Сергей же понимает – жена ушла не к лучшей жизни, она его разлюбила. Дает волю зависимостям, связывается с сомнительной компанией, вскоре умирает. Кира же, узнав о смерти Сергея, понимает, что больше ни с кем не будет так счастлива. 17 долгих лет она пишет письма бывшему мужу и жалеет, что не дала их любви еще одного шанса.
Фильм «Разрисованная вуаль» по роману Сомерсета Моэма – еще один художественный пример того, как человек предстает в ином свете, если смотреть на него не через «вуаль» своих иллюзий и претензий. Уолтер знает, что жена, выданная замуж против своей воли, неверна ему. Он решает ехать в Китай, где в начале двадцатого века бушует холера. Молодой врач не принуждает Китти следовать за ним, но ей приходится – ведь любовник не хочет брать за нее ответственность. В чужой стране Китти понемногу проникается уважением к нелюбимому мужу, наблюдая, как самоотверженно он помогает людям бороться с эпидемией. Может, они еще смогут сделать шаг навстречу друг другу? Или их финал станет для нас еще одним назиданием? Важно помнить, что любовь – это не иллюзии, а освобождение от них.

Кино о любви, с которой всё непросто, смотрела Мария Скуба

Подписывайтесь на наш новостной Telegram-канал!

Самое читаемое